Личность: Мифы и Реальность
Научная школа
Основные идеи и проекты
Работы
Ученики
Кабинет детского психолога
Экстремальная психология
Отчужденные
Валерия Флай - писатель
  • От автора
  • Рекомендации, рецензии
  • Отверзть умные очи
  • Мигель Анжело – Матадор
  • Кафедра МПГУ
    Журнал Развитие личности
    Фотографии
    Гостевая книга
    Поиск по сайту


    Rambler's Top100

     

       
     
    От автора: ко второму изданию книги «Таинство детства»

    Однажды мой коллега и друг профессор Михаил Ростиславович Львов, литературовед по профессии, высоко отозвался о моей только что вышедшей книге «Таинство детства» как о «настоящей большой литературе». Он дал моему труду столь лестную оценку, что она сподвигла меня дерзнуть отнести мое творение в Союз писателей России. И вот – я член этого Союза, а моя книга «Таинство детства» - первое произведение, написанное не только профессиональным психологом, но и писателем.

    Психолог, писатель – профессии, социальные роли.

    Конечно, нас привлекают социальные роли, знаковые системы, к которым мы причастны или с которыми мы соприкасались в жизни. Мы одновременно по – детски играем в это и относимся ко всему происходящему с нами с чрезвычайной серьезностью.

    Откуда это в нас?

    Конечно, из детства.

    Детство останется в нас навсегда. Именно поэтому я обращаю внимание Взрослого на его Детство.

    Книга обращена ко Взрослому, который был ребенком.

    Моя книга посвящена Таинству детства – происходящим во внутреннем мире ребенка психическим и духовным преобразованиям. Здесь показано сколь высокой сензитивностью обладал каждый из нас в детстве – к окружающему миру, к себе самому, к другим людям. В детстве мы были чувствительны ко всему вокруг: к чуду предметного мира; к чуду произносимых и слышимых слов и других завораживающих знаковых систем, изобретенных человечеством; к нормативам в отношениях людей, их определенности, противоречивости и неустойчивости. Наши восприятие и чувства были столь сильны, что пережитое в детстве остается с нами на всю оставшуюся жизнь и питает наши взрослые эмоции, наши творческие порывы.

    Эта книга обращает взрослого человека к самому себе. В Библии сказано «Будьте как дети».

    Валерия Флай
    15 мая 2000 г.

     

    «Таинство детства»

    Фрагменты из книги В.Мухиной

    16. IX. 1967

    Кирилл сочинил по картинке: «Семья въехала в новую квартиру. Так как была уже осень, то нужно было заклеить окна. Мара мазала клеем бумажные ленты. Шура подавал их папе. Папа наклеивал ленты на раму. Когда было очень высоко, папа становился на подоконник.

    Из окна видна улица. На другой стороне строится новый дом. А если заглянуть из окна вниз, то видно, что у нового дома пристраивают магазин. Сварщики залезли на козлы и сваривают железные трубы. Это хорошо, что в новом доме будет магазин». (То, что Кириллу «видно» из окна, плоды его воображения. На рисунке ничего такого не изображено.)

    Рассказ по картинке. Учебные рассказы по картинке - безусловно, важные упражнения для развития наблюдательности и для умственного развития ребенка. Но как скучны эти истории по сравнению со свободными импровизациями ребенка!

    — Ничего, Кирочка! Привыкай. Это и есть учебная деятельность.

    * * *

    Таисия Алексеевна на мой вопрос: «Как ребята?» - отвечает, что Кирилл гораздо серьезнее Андрея. Дисциплинарных замечаний у Кирилла нет. Зато Андрюша все время получает замечания, и самое плохое, что он на них не реагирует.

    Дома спрашиваю Андрюшу: «Почему же Кирилл может хорошо себя вести, а ты нет?»

    Андрей. А он старший брат. Он раньше родился. Он умней - ему весь ум достался. А я ма-а-ленький!

    — Ты эти фокусы оставь! Вы равны, вы близнецы.

    Андрюша. Ладно. Это я из-за Жени так себя веду. Женя хитрый, он меня дергает, когда Таисия Алексеевна не видит. А я не хитрый - я у нее на глазах разговариваю.

    — Ты и сейчас хитришь. Раз все понимаешь, значит, хитришь.

    Андрюша. Нет. Я же не могу дождаться, когда Таисия Алексеевна отвернется, я сразу хочу ему ответить. Вот, значит, я и не хитрый.

    Поиск оправданий приводит к изощренной рефлексии: если не помогает позиция «Я маленький», то можно попробовать позицию «Я не хитрый». Всевозможные варианты самозащиты и самооправдания в действительности не представляют ребенка в негативном свете как исключительного хитреца. Человеку вообще свойственно самооправдание и утверждение собственной самоценности. Так что проделанный путь - норма для всякого человеческого побуждения к самооправданию.

    * * *

    Смотрит карту. Читает: «"Зоогеографическая карта мира". Мира. Ира. А если читать наоборот: А - рим. Рим. Город в Италии - Рим. Только надо бы с заглавной буквы. Знаешь, что я знаю? Я знаю слово из двух гласных букв. Например: а-у, у-а. И еще: ой, ай! "И" краткое - это полугласная. А еще я знаю: если отнять от четного числа четное число, то получится четное. А если отнять от четного нечетное, то получится нечетное».

    — В школе объяснили?

    Кирилл. Нет. Я сам почему-то давно знаю. (Снова смотрит на карту.) А все-таки на Земле много коралловых островов. Особенно около Австралии... Интересно, а куда девается вода с Земли? Или она вся остается? Сначала испаряется, а потом падает дождем. А еще она просачивается в землю. Наверно, она может просочиться с другой стороны земного шара. Как ты думаешь?

    — Думаю, что нет.

    Кирилл. Ах да! Там огонь. Вода просачивается до подземных рек. Как все интересно на свете!

    Обособление от повседневных обязанностей может быть полезно. Свободное от учебных обязанностей время дает возможность ребенку расслабиться и подумать о наиболее значимом для себя: о мире, о Вселенной. А не только об уроках, ребятах и правилах!

    Повседневность полезна стереотипностью условий, определяющих формирование заданных учебных навыков (письмо, счет, чтение и др.). Однако эти условия зашоривают возможность свободного сосредоточения ребенка на собственном полете воображения и свободном течении ассоциаций. Школа, естественно, загоняет ребенка в заданные условия и истощает его душевный потенциал настолько, что лишь в каникулы или во время болезни он в состоянии стать глубинно самим собой. Это ни плохо, ни хорошо. Это факт, отражающий условия развития ребенка в XX веке.

     

     

    © Валерия Мухина
    Перепечатка без согласия автора – недопустима.


    Разработка сайта: ООО "ИНСАН"
    Дизайн: VisualGenom