Личность: Мифы и Реальность
Научная школа
  • Концепция феномена личности
  • Основные идеи и проекты
    Работы
    Ученики
    Кабинет детского психолога
    Экстремальная психология
    Отчужденные
    Валерия Флай - писатель
    Кафедра МПГУ
    Журнал Развитие личности
    Фотографии
    Гостевая книга
    Поиск по сайту


    Rambler's Top100

     

       
     

    Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика РАО В. С. Мухиной

    Школа «Феноменология развития и бытия личности»

    Валерия Сергеевна Мухина
    академик РАО, доктор психологических наук, профессор

    В.С. Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем, действительный член Российской академии образования и Российской академии естественных наук, член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, награждена Золотой медалью РАО за вклад в науку, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета, соучредитель и главный редактор журнала «Развитие личности», член Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ, председатель диссертационного совета Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук, председатель научной секции «Развитие личности» Российского психологического общества и научно-практической «Психология развития личности» Федерации психологов образования России, член Союза писателей России, член Московского союза журналистов, член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».

    В.С. Мухина – основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

    Область научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение и состояния человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.

    Валерия Мухина родилась 22 января 1935 года в городе Ворошилов (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового офицера Советской Армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны. Еще школьницей стала ученицей крупнейшего ученого, зоопсихолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Под ее руководством училась наблюдению за поведением животных. В 1956 году окончила биолого-химический факультет МГПИ. С 1962 преподавала там же на кафедре психологии; в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 1972 – докторскую. С 1988 по настоящее время заведует кафедрой психологии развития МПГУ. С 1992 по 1998 одновременно директор Института развития личности РАО. С 1997 года под ее руководством стал выходить журнал «Развитие личности» – сегодня один из ведущих профессиональных периодических изданий России.

    В.С. Мухина около пятидесяти лет работает с детьми всех возрастных этапов – со здоровыми и с отклонениями в психическом развитии.

    В конце 1950-х годов на базе Московской клинической психиатрической больницы имени П.П. Кащенко в течении семи лет осуществляла эксперимент с использованием ручных и дрессированных животных с целью психологического сопровождения и в интересах лечения психически больных, приведший к положительным результатам.

    В.С. Мухина – автор дневника о развитии ее сыновей-близнецов – уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим и личностным развитием двух мальчиков – от рождения до семи лет (пять изданий: «Близнецы: Дневник развития двух мальчиков», 1968, 1997 и «Таинство детства», 1998, 2000, 2004). Сыновья в настоящее время: А.А. Хвостов – доктор психологических наук, профессор МПГУ; К.А. Хвостов – кандидат психологических наук, доцент.

    В 1960–1970-х годах исследовала знаковую функцию сознания в контексте развития графических образов у детей (монография «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 1970-х годах В.С. Мухина выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.

    С 1970-х годов разрабатывает проблему развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом возраста индивида. Ряд положений В.С. Мухиной обобщены в её книге «Рождение личности»: издана на различных иностранных языках (на языке оригинала не опубликован).

    В 1975-1980 предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: 1 – эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; 2 – притязание на признание; 3 – половую идентификацию; 4 – психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 – социально-нормативное пространство личности – её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии личности, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.

    Под руководством В.С. Мухиной продуктивно осуществлялась психологическая помощь в экстремальных ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф: землетрясение в Спитаке и Ленинакане (Армения, 1988-1989); авария на Чернобыльской АЭС (1992-1999); теракт в Буденовске (1995), теракт в Беслане (2004).

    В.С. Мухина активно участвует в реализации федеральной программы РАО «Дети России» («Дети Чернобыля»; «Дети-сироты»; «Дети-инвалиды», а также «Одаренные дети»), разрабатывая теоретические подходы, диагностические методы и приемы коррекционного сопровождения детей. С 1992 – 1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России».

    В.С. Мухина является автором концепции и практических разработок для кабинета детского психолога. Ею созданы и запатентованы стимульные куклы: для диагностики и коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в осознании эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для диагностики этнической напряженности, половой идентификации.

    В.С. Мухина является головным разработчиком А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющего диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальной ситуации.

    С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ В.С. Мухиной разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания».

    Под руководством В.С. Мухиной системно проводятся этнопсихологические исследования в различных регионах нашей страны и за ее пределами, среди которых: Север и Дальний Восток России – экспедиционные исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985-2001; Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае, 1992–2001. Под руководством В.С. Мухиной, помимо исследований на территории многих регионов России, проводились исследования в странах СНГ: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина; а также в странах дальнего зарубежья: Болгария, Германия, Греция, Испания, Польша, Китай, Монголия, Корея, Вьетнам, Индия, США, Куба, Колумбия, Чад, Бенин, Сан-Томе и Принсипе, Намибия, Эфиопия и в других странах.

    В.С. Мухина автор более шестисот печатных трудов, в том числе более 50 книг, изданных в России и за рубежом. Среди книг: Близнецы: Дневник развития двух мальчиков. М., 1969, 2-е изд. 1997; Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: Монография. М., 1981; Рождение личности. М., 1984, 1987 на английском, бенгальском, маратхи и арабском; Детская психология. Учебник. М.; Л., 1975, 1985, 1992 (переведен на многие иностранные языки); Психология детства и отрочества: Учебник. М., 1997; Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999; Таинство детства. В 2-х т. Три издания: М., 1998; СПб., 2000; Екатеринбург, 2004; Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник. М., 2015, 15-е изд.; Личность: мифы и реальность. Москва, 2014.

    Научная школа «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной признана в отечественном психологическим сообществе и широко известна за рубежом. Своим возникновением научная школа В.С. Мухиной обязана как объективным потребностям общества и психологической науки, так и неустанным личным усилиям главы школы и руководимых ею: коллектива кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ (с 1988 по настоящее время); коллектива института развития личности РАО (с 1992 по 1998); труду ее учеников, аспирантов и докторантов.

    Формальной датой основания научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной можно считать 1988 год – год создания на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, (затем переименованной в кафедру психологии развития). Фактически становление школы происходило на протяжении 70 – 80 гг. XX столетия.

    Становление научно-педагогической школы В.С. Мухиной может быть представлено следующим образом: от семилетнего (1955–1962) периода накопления практического опыта (учитель в школе и зоотерапевт в детском отделении психиатрической больницы имени П.П. Кащенко) к научно-поисковому и преподавательскому периоду (преподаватель МГПИ имени В.И. Ленина с 1962 г.); к научному и организационно-административному периоду, выразившемуся в создании на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, впоследствии – кафедры психологии развития (1988) и руководству Институтом развития личности РАО (1992-1998). По существу научная школа начала складываться с 1972 г., когда В.С. Мухина защитила докторскую диссертацию и стала готовить своих учеников и последователей.

    Изначально в сферу научных интересов В.С. Мухиной входили психологические исследования знаковой функции сознания в контексте развития графических образов в изобразительной деятельности. Работая в области детской психологии, – В.С. Мухина выявила принципиально новые психологические образования в раннем и дошкольном возрасте: одновременное психологическое вхождение ребенка раннего возраста в предметный мир и мир символических замещений, что определяет зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями; преодоление ребенком своей зависимости от функционального назначения предметов, его продвижение в сфере знаковой функции сознания, бурное развитие рефлексии себя и других. Эти тенденции в развитии определяют развитие феноменологических основ личности – как позитивных ее достижений, так и негативных образований.

    К числу основных направлений научной школы «Феноменология развития и бытия личности» относятся: «Структура самосознание личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

    Основными теоретическими позициями научной школы В.С. Мухиной стали следующие концептуальные идеи. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 – внешние условия; 2 – генотип, врожденные особенности; 3 – внутренняя позиция. При характеристике личности на этапах онтогенеза, учитываются особенности социальной ситуации, определяющей ее бытие и развитие. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: 1 – реальность предметного мира; 2 – реальность образно-знаковых систем; 3 – природная реальность; 4 – социально-нормативное пространство. В эти реальности человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия). Помимо исторически обусловленных и феноменологически представленных в человеческой культуре реальностей В.С. Мухина описала реальность внутреннего пространства личности. Эту реальность формируют: внешние реальности – условия развития и бытия человека как личности, особенности генотипа и внутренняя позиция самого человека.

    Механизмы развития и бытия человека как личности, выявленные В.С. Мухиной, представлены как пара «идентификация – обособление». Согласно концепции В.С. Мухиной, эти механизмы могут быть эффективно использованы в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Из теоретической позиции автора идея механизмов «идентификация – обособление» уже давно переросла в технологию практической работы при индивидуальном и групповом консультирования и психологическом сопровождении.

    В результате исследований в сфере самосознания личности В.С. Мухиной была построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Согласно этой теории во все периоды человеческого развития независимо от геоисторического момента жизни этноса всякий раз отдельный индивид присваивает сформированную в социуме структуру самосознания, состоящую из пяти звеньев:

    1 – эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я;

    2 – притязания на признание;

    3 – половая идентификация;

    4 – психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее);

    5 – психологические пространство личности: права и обязанности.

    Универсальность этой структуры была выявлена В.С. Мухиной при изучении этнографических и этнопсихологических данных мировой науки, подтверждена специальными исследованиями, проводимыми под ее руководством в России и за рубежом. В контексте исторического и этнического самосознания структурные звенья самосознания получают свое специфическое наполнение. Понимание тенденций этого наполнения самосознания дает возможность диагностировать и проводить коррекционную работу не только с отдельным человеком, имеющим свои индивидуальные проблемы, но и с этносом в целом, когда возникают проблемы, связанные с этническими комплексами неполноценности, этническим капсулированием, этнической агрессии и др. В.С. Мухина заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через структурные звенья, – в частности через анализ особенностей содержательного наполнения каждого из звеньев в зависимости от менталитета этноса.

    Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания развиваются и изменяются по своему содержанию в зависимости от особенностей индивидуального развития личности, ее внутренней позиции и социального окружения. Звенья самосознания по своей структуре не изменяются во времени и в истории человечества, во всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции – культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную и половую принадлежность человека, а так же его индивидуальные позиции в мире.

    За время существования школы подготовлено более 70 монографий, 20 докторов, более 150 кандидатов наук, разработан ряд базовых учебников и учебных пособий для высшей и средней школы, разработана концепция и комплект рабочих материалов для специализированного кабинета детского психолога.

    В.С. Мухиной выдано три патента:

    • № 38144, 2 июня 1992 г. Патент на промышленный образец «Комплект перчаточных кукол для психотерапии»;
    • № 38145, 9 июня 1992 г. Патент на промышленный образец «Комплект кукол этнографический для психотерапии»;
    • № 2138199, 24 ноября 1998 г. Патент на изобретение «Способ оценки продуктивности психических функций и эмоциональной стабильности человека» (в соавторстве с А.В. Волосниковым).

    Под руководством В.С. Мухиной защищено 25 докторских и 68 кандидатских диссертации. Она продолжает руководить аспирантами и докторантами через все формы обучения: очно, заочно, а также через систему соискательства.

    В число представителей научной школы В.С. Мухиной в России, странах СНГ и мире следует отнести следующих ученых.

    В России: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, проректор по научной работе Столичной гуманитарно-финансовой академии Г.В. Семья (Социально-психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей), г. Москва; доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета Р.В. Овчарова (Психодиагностика детей и подростков), г. Курган; доктор психологических наук, профессор Московского государственного социального университета, консультант по проблемам семьи В.А. Горянина (Психокоррекция стиля взаимодействия), г.Москва; доктор психологических наук, профессор А.А. Симанкова (Этническое самосознание личности в условиях исторического межэтнического взаимодействия), г. Краснодар; доктор психологических наук, зав. кафедрой детской психологии Педагогического института ЮФУ А.В. Черная (Развитие личности в контексте традиций игровой культуры), г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет; кандидат психологических наук, доцент, генеральный директор Департамента образования и науки администрации Красноярского края (1996-1998), директор НОУ интернат-лицей «Подмосковный» А.А. Ярулов (Проблемы воспитания и развития личности), п. Коралово Московской обл.; кандидат психологических наук, член-корр. РАЕН, профессор МГППУ Т.Н. Счастная (Психодиагностика и психокоррекция детей и подростков), г. Москва; доктор психологических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии ПГУ Р.И. Цветкова, г. Комсомольск-на-Амуре; кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир (Особенности этнического самосознания народностей Севера), г. Москва; кандидат психологических наук А.В. Волосников (Диагностика и психологическое сопровождение специалистов экстремальных профессий), г. Краснодар; кандидат психологических наук Т.Ц. Дугарова (Особенности этнического самосознания бурят), г. Улан-Удэ; кандидат психологических наук, профессор, зам. зав. кафедры психологии развития МПГУ З.И. Айгумова (Этническое самосознание молодежи и проблемы биэтнических браков), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ Н.И. Алексеева (Особенности развития готовности к сопереживанию у детей дошкольного и младшего школьного возраста), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ В.Я. Кисленко (Психологические особенности усвоения детьми правил обращения с предметами), г. Москва; кандидат педагогических наук Н.Г. Осухова (Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях); кандидат психологических наук А.С. Обухов (Психологические особенности сопровождения человека в современных условиях преемственности традиционных культур); кандидат психологических наук, доцент Л.М. Проценко (Психология человека в экстремальных условиях профессии); кандидат психологических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии МПГУ Т.Н. Сахарова (Эмоционально-волевая сфера в пожилом возрасте); доктор психологических наук, вице-президент РАО В.С. Басюк (Психологическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей) и др.

    В странах СНГ: доктор педагогических наук, консультант по специальной педагогики и психологии управы школ Талсьенского района Латышской Республики М. Вальце (Социальная адаптация детей группы риска), Латышская Республика; кандидат психологических наук, писатель В.А. Левин (Художественное восприятие у детей), Украина; кандидат психологических наук Ж.К. Султангалиева (Поведение трудных детей в ситуации депривации), Казахстан; кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брестского ПУ Е.И. Валитова (Психология детской личности), Беларусь; кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ПУ г. Бельцы С.Е. Рыжикова (Психология детской личности), Молдавия; кандидат психологических наук, доцент Славянского ПУ Л.А. Девис (Психология детской личности), Украина; кандидат психологических наук, доцент Тернопольского ПУ С.Б. Данилюк (Психология детской личности), Украина; доктор психологических наук, профессор Е.В. Некрасова (Самосознание личности), Казахстан; кандидат психологических наук Т.А. Талалуева (Межэтнические отношения казахского и русского этносов), Казахстан; кандидат психологических наук, доцент Гомелевского ПУ С.А. Хазей (Психология детской мифологии), Беларусь; кандидат психологических наук М.А. Варданян (Этническое самосознание армянской молодежи), Армения и др.

    В дальнем зарубежье: кандидат психологических наук, профессор Благоевградского университета Г.Е. Иванова (Межличностные отношения детей), Болгария; кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Улан-Баторского университета У.Лувсандандар (Этническое самосознание внутри традиций разных культур), Монголия; доктор психологических наук, глава департамента образования М.Т. Бурке Бельтран (Развитие детской личности), Куба; кандидат психологических наук, профессор Великотырновского университета Г.А. Маджаров (Развитие детской личности), Болгария; доктор психологических наук, профессор Колумбийского университета О.Мендес (Особенности этнического самосознания детей Колумбии), Колумбия; доктор психологических наук, профессор А.И. Усман (Механизмы психического развития личности), Чад; доктор психологических наук, преподаватель университета Дели С.Дасгупта (Особенности структуры самосознания студенческой молодежи: сравнительный анализ индийских и советских студентов), Индия; доктор психологических наук М.Огнин (Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина), Бенин; кандидат психологических наук, М.М. Тульчинский (Особенности притязаний в позднем возрасте), Израиль; доктор психологических наук Ле Куанг Шон (Ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи), Вьетнам; психолог А. де Сейта Куарежма (Современное состояние родовых культур), Сан-Томе и Принсипи; доктор психологических наук Ц. Лю (Этническое самосознание китайской молодежи), Китай; доктор психологических наук Д.Н. Шино (Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции и др.), Намибия; и др.

    В течение 30 лет издаются программы, учебники, учебные пособия, хрестоматии, которые рекомендованы Министерством образования СССР, а в последнее десятилетие – Министерством образования и науки РФ, для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

    Коллектив кафедры принимал участие в разработке Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по психологическим и педагогическим специальностям. На основе концепции структуры самосознания выстраивается система работы психологической службы в школе и учреждениях дополнительного образования, в кабинетах по оказанию психологической поддержки и сопровождению в детских домах и центрах.

    Помимо программ, учебников и учебных пособий результаты научных достижений внедрены в научно-популярные фильмы и научно-популярные передачи на ТВ и радио. Фильмы «Я и другие» (5 частей), Киевнаучфильм, 1972 (Реж. Ф. Соболев; автор и постановщик экспериментов – В.С. Мухина); «Эхо наших эмоций» (2 части), Киевнаучфильм, 1977 (Реж. А. Макульский; автор и постановщик экспериментов – В.С. Мухина); «Начало личности» (1 часть) Киевнаучфильм, 1988 (Реж. Л. Михалевич; сценарий и постановка эксперимента – В.С. Мухина). Кроме того, снят ряд видеофильмов на студиях г. Москвы и г. Канска (сценарии и постановка экспериментов осуществлялась творческой группой научной школы под руководством В.С. Мухиной).

    В рамках концепций научной школы В.С. Мухиной работает больше 20 докторов и 170 кандидатов наук в регионах России, странах СНГ и за рубежом.

    В последние годы В.С. Мухина, не оставляя разрабатываемые ранее направления, начала научное и практическое освоение проблемы «Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций в XXI в.». В этой связи разрабатываются и вводятся в науку новые, принципиально значимые понятия («этнический авторитаризм»; «психологическое этническое капсулирование»; «межэтническая стигматизация»; «межэтническая толерантность»; «межэтническое избегание»; «микширование традиционных этнических ориентаций»; «аккультурационная межэтническая толерантность» и др.), которые позволяют формулировать выделение проблем личности и этносов в контексте аккультурационных процессов в период переустройства миропорядка и выраженной интернализации. В конечном итоге новые понятия, соединяясь с уже утвердившимися в науке, расширяют и конституируют тезаурус научной школы, позволяют формулировать новое видение концепции феноменологии бытия и развития личности в контексте изменяющегося мироустройства и человеческого сознания.

     

     

    © Валерия Мухина
    Перепечатка без согласия автора – недопустима.


    Разработка сайта: ООО "ИНСАН"
    Дизайн: VisualGenom