Личность: Мифы и Реальность
Научная школа
Основные идеи и проекты
  • Развитие и бытие личности
  • Человек в своем возрасте и за его пределами
  • Идентификация и обособление как механизм развития и бытия личности
  • От родовых ценностей до всеобщей интеграции
  • Практикующий психолог - экстремальная профессия
  • Работы
    Ученики
    Кабинет детского психолога
    Экстремальная психология
    Отчужденные
    Валерия Флай - писатель
    Кафедра МПГУ
    Журнал Развитие личности
    Фотографии
    Гостевая книга
    Поиск по сайту


    Rambler's Top100

     

       
     
    Практикующий психолог - экстремальная профессия

    Из программы дисциплины

    «Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях»

    Тема 1. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека

    Ситуации обыденной жизни человека: допускаемая вариативность условий. Выходящие за рамки обыденной жизни экстремальные ситуации.

    Классификация экстремальных ситуаций.

    Природные катастрофы: землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Эпидемии. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др. Влияние природных катастроф на психологические особенности поведения человека.

    Техногенные катастрофы: взрывы газа; аварии на атомных станциях; авиа– и автокатастрофы и др. Препятствия непреодолимой силы и их влияние на психологию поведения человека.

    Социальные катастрофы: военные действия; межэтнические конфликты; теракты; бандитские нападения; захват заложников и др. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека.

    Физическое и психическое насилие. Психологические последствия насилия.

    Стигматизация как элемент психического и социального насилия. Психологические последствия стигматизации.

    Общее и специфическое в психогенном воздействии на человека в трудных и экстремальных обстоятельствах. Основные экстремальные факторы, воздействующие на человека. Социальные и психологические последствия.

    Своеобразие воздействия различных экстремальных обстоятельств на психику человека на всех этапах его онтогенеза.

    Условия реализации программы диагностики, реабилитации и психологического сопровождения.

    Тема 2. Психологическая готовность практического психолога к работе с жертвами чрезвычайных ситуаций

    Условия продуктивной организации деятельности.

    Группы экспресс психологической помощи. Предваряющая работа с администрацией пострадавшего региона: координация стратегии деятельности на протяжении всего времени присутствия группы. Сотрудничество с администрацией больниц и заинтересованных фондов.

    Порядок координации группы экспресс психологической помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Подбор состава группы экспресс помощи: профессиональные качества, возрастной, гендерный и типологический состав. Эмпатийность. Навыки идентификации и обособления.

    Место и функции руководителя группы экспресс помощи. Ответственность руководителя за организацию стратегии работы в целом.

    Организация работы специалистов : распределение функций, режим работы, рефлексивное профессиональное общение.

    Профессиональные требования к работе психолога в экстремальных условиях. Умение решать проблемные ситуации самостоятельно, профессионально обоснованно. Ответственная готовность к профессиональной деятельности по оказанию поддержки жертвам экстремальной ситуации. Физическая и психическая выносливость. Готовность психолога к работе в экстремальных обстоятельствах. Мотивация к деятельности в экстремальных обстоятельствах.

    Способы и приемы работы психолога в зависимости от непосредственно наблюдаемого состояния жертвы. Идентификация и обособление как профессиональная технология работы психолога с личностью клиента.

    Физическая разгрузка и психологическая поддержка психологов, работающих с жертвами экстремальных ситуаций.

    Значение рефлексивных встреч группы психологов, работающей единой командой в обстоятельствах экстремальной и постэктремальной ситуации.

    Проблема преодоления ментального, языкового и других барьеров в отношениях диад: «практический психолог - клиент», «практический психолог – группа клиентов» и в ситуации: практический психолог в условиях культуры традиционного сознания. Необходимость учета и сохранения баланса между ментальными особенностями пострадавшего от экстремальных ситуаций этноса и профессиональной деятельностью психолога.

    Практикующий психолог – экстремальная профессия. Физическая, психологическая и социальная готовность психолога к работе с жертвами чрезвычайных обстоятельств в экстремальных и постэкстремальных условиях.

    Этика взаимодействия с иными группами, участвующими в акции экспресс помощи на локальной территории.

    Тема 3. Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций

    Типология психических состояний жертв экстремальных ситуаций. Измененные состояния сознания, провоцируемые экстремальными ситуациями.

    Психологические реакции на экстремальную ситуацию: адаптивные, дезадаптивные, острые аффективные. Астенические состояния: быстрая утомляемость, пониженная продуктивность, головные боли, головокружения, обмороки, нарушение сна, а также повышенная возбудимость, нарушение концентрации внимания, снижение аппетита и др.

    Стресс и травматический невроз.

    Сущность страха и условия жизни. Основные формы страхов.

    Страхи перед повторением экстремальной ситуации (землетрясение, теракт и др.). Специфика страхов в дневное и ночное время суток.

    Типология психических состояний в зависимости от возраста, пола и других характеристик жертвы. Особенности поведения жертвы в зависимости от социального статуса и типа личности.

    Стенические и астенические психические состояния. Возбужденное состояние. Ступор. Аутизм. Эскапистские тенденции в поведении жертвы.

    Психическая напряженность и фрустрационные состояния.

    Последствия стигматизации жертв экстремальных ситуаций.

    Регресс личности. Патологические психические состояния личности. Патологические психогенные реакции: невротические, астенические, депрессивные, истерические. Острые аффективно-шоковые реакции: гиперкинетические и гипокинетические состояния.

    Основные симптомы постстрессовых реакций (ПТСР).

    Психологическое капсулирование на обстоятельствах экстремальной ситуации. Формирование комплекса жертвы.

    Тревожные, агрессивные, депрессивные и др. клиенты.

    Индивидуальный подход к каждой категории клиентов.

    Работа психолога с клиентами, переживающими утраты.

    Принципы организации условий для психологического сопровождения и реабилитации лиц, переживших чрезвычайные ситуации.

    Психосоматические расстройства у профессионалов, работающих в экстремальных ситуациях. Оказание поддержки и реабилитация.

    Тема 4. Психология управления деятельностью людей в экстремальных ситуациях

    Феномен эмоциональной волны. Страх и ужас в экстремальных обстоятельствах: типология переживаний и поведения.

    Управление поведением и деятельностью людей – жертв экстремальных обстоятельств. Идентификация-обособление как технология управления деятельностью людей в экстремальных ситуациях. Необходимость перестройки сознания, изменения психических состояний людей – жертв экстремальных ситуаций. Индивидуальные и социально-психологические предпосылки перестройки сознания в экстремальных ситуациях.

    Рациональная терапия как метод выведения клиента в условия обыденной жизни.

    Суггестивная терапия в контексте управления деятельностью людей.

    Методы и технологии управленческого воздействия на людей в экстремальных условиях. Пути обеспечения позитивных морально-психологических состояний у людей в экстремальных обстоятельствах и позитивного чувства личности.

    Значение включения пострадавших от чрезвычайных ситуаций в деятельность по оказанию помощи ближним. Психологические основы подготовки к выведению пострадавших из состояния капсулирования на переживаниях собственного стресса и переключение внимания, мотивации, деятельности на других - жертв экстремальных ситуаций.

    Тема 5. Телесно ориентированная помощь лицам, пережившим экстремальные ситуации

    Значение телесного состояния человека для его самочувствия. Обучение навыкам овладения своим телом и достижения соматического и психологического расслабления.

    Телесные и психологические зажимы.

    Мышечное тестирование. Мануальное обследование.

    Диагностическая беседа. Анализ содержания вербальных акцентов на проблемах тела и психических состояний.

    Телесно и личностно-ориентированная психотерапия.

    Аутогенные тренировки. Метод психической саморегуляции. Методы активной и пассивной мышечной релаксации.

    Позитивный потенциал прикосновения и его использование в работе психолога с клиентом. Амбивалентность прикосновения. «Терапия объятий». «Терапия совместных действий» (традиционные игры, соревнования, переодевания и др.).

    Массаж и психомассаж. Психомануальная терапия (В.С. Мухина). Контактная суггестивная релаксация как модификация контактных манипуляций для реализации поддержания внушения. Психомассаж и психомануальная терапия как эффективный метод выведения клиента из тяжелых соматических и психологических состояний.

    Стратегическая психотерапия М. Эриксона и ее терапевтический потенциал. Работа психолога с телесными зажимами. Модификации методов В. Райха с телесными зажимами.

    Вербальный контакт по поводу телесных ощущений во время психомассажа и психомануальной терапии. Необходимость бережного отношения к личности клиента: гарантия защиты и корректных взаимоотношений.

    Формирование мотивации к психомассажу. Обсуждение условий психомассажа. Обоснование значения психомассажа для человека. Рефлексия на ощущения после психомассажа и установка на позитивный выход из негативных состояний. Допустимость манипулирования сознательным и непроизвольным поведением клиента.

    Установки на значение рефлексии на состояние своего тела.

    Методы работы с телом раненых (травмы опорно-двигательной системы).

    Методы работы с телом переживших физическое и психическое насилие. Психология изживания темных мышечных чувств, сопутствующих физическому и психическому насилию.

    Формирование психической адаптации к событиям и последствиям экстремальных обстоятельств.

    Психологическая работа с членами семей пострадавших в контексте телесно ориентированной помощи. Место зоотерапии в рамках методов телесно ориентированной помощи.

    Тема 6. Проективные методы символических замещений: психодрама; куклотерапия; игротерапия; зоотерапия; продуктивные виды деятельности

    Мифологическая сущность человеческого сознания. Тяга к эскапизму и аутизму в экстремальных ситуациях жизни. Значение автономных образов для психологической помощи жертвам чрезвычайных ситуаций. Возрастные особенности символической функции человека.

    Психодрама как метод диагностики и психологической поддержки клиента. Возрасты, сензитивные к психодраме.

    Куклотерапия как метод диагностики и психологической поддержки клиента.

    Кукла как символическая проекция самого человека. Работа с перевоплощениями. Изживание навязчивых состояний посредством кукол. Возрасты, сензитивные к куклотерапии. Индивидуальные особенности отношения к куклотерапии.

    Принципы подбора кукол для целевой работы психолога.

    Куклы эмоциональной рефлексии (В.С. Мухина). Этнографические куклы (В.С. Мухина).

    Куклы с половыми различиями. Куклы с витальными функциями (двигать конечностями, закрывать-открывать глаза, плакать-смеяться, пить, мочиться и др.).

    Игротерапия. Игрушка как средство диагностики и психологического сопровождения.

    Эмпатийные и агрессивные игрушки. Способы использования игрушек разного назначения. Релаксационный компонент эмпатийных игрушек.

    Игрушки, адекватные экстремальной ситуации, в которой клиенты понесли физический и психологический ущерб. Необходимость использования специальных игрушек для диагностики и реабилитации жертв.

    Зеркало рефлексии (В.С.Мухина) как проективный метод диагностики и коррекции Я идентичности личности жертвы чрезвычайных ситуаций.

    Метод рефлексиотерапии. Знаковое обозначение и изображение лица и тела: автопортрет (рисунок, лепка); макияж как техника коррекции Я-идентичности. Массаж лица как техника релаксации и коррекции Я-идентичности. Боди-арт как метод коррекции чувства личности.

    Маски как средство диагностики и коррекции Я идентичности личности жертвы чрезвычайных ситуаций.

    Зоотерапия. Эффективность взаимодействия человека с животными: реальная релаксация от телесного соприкосновения с некоторыми видами животных; компенсация проблем жертвы при антропоморфном восприятии животного и символическом взаимодействии с ним. Зоотерапия как метод диагностики, релаксации и психологического сопровождения клиента.

    Символические замещения в условиях продуктивных видов деятельности в работе с пострадавшими от чрезвычайных обстоятельств. Работа с детьми и взрослыми в контексте многообразия продуктивных видов деятельности.

    Стимульные материалы для продуктивных видов деятельности, предназначенные детям и взрослым. Материалы для настольных игр. Материалы для рисования и лепки. Книжки для раскраски. Сказки. Детские стишки, считалки, бормоталки и др.

    Диагностическая работа психолога в поле продуктивной деятельности ребенка. Особенности коррекционной работы с детьми и взрослыми. Подходы к реабилитации чувства личности у ребенка и взрослого.

    Графические методы в психологической экспресс диагностике детей и взрослых, пострадавших от чрезвычайных ситуаций («Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Дом-дерево-человек», «Моя семья», «Автопортрет», «Мой страх», «Рисунок на свободную тему» и др.).

    Работа со зримыми образами и скрытыми смыслами. Специфика психокоррекции через посредство символических замещений.

    Эскапотерапия как проективный метод символических замещений. Особенности работы с клиентом средствами эскапотерапии в зависимости от содержания переживаний от последствий экстремальных обстоятельств, гендерных, возрастных и других личностных особенностей клиента.

    Методы изживания визуальных, слуховых, обонятельных тяжелых (травмирующих) образов , сопутствующих чрезвычайным ситуациям массовой гибели населения.

    Тема 7. Принципы подбора методов работы с жертвами чрезвычайных обстоятельств

    Требования к подбору методов для работы с жертвами чрезвычайных обстоятельств. Необходимость создания условий для работы с клиентом – жертвой экстремальных ситуаций. Необходимость в эмпатийных способах взаимодействия для общения в благоприятных позитивных формах. Работа в технике «идентификация–обособление» как эффективный способ взаимодействия с клиентом, его диагностикой и психологическим сопровождением.

    Подбор стимульного материала в соответствии с паспортным возрастом и индивидуально-типологическими особенностями клиента. Необходимость учета стрессогенного регресса.

    Общие подходы к организации условий работы с клиентом. Реабилитирующее воздействие организованных условий, в которых проводится работа психолога.

    Символическая переработка психотравмирующих переживаний; отреагирование, актуализация творческого потенциала; повышение адаптационных возможностей.

    Этнопсихотерапия как метод работы с пострадавшими от чрезвычайных ситуаций межэтнических конфликтов. Необходимость обращения к традициям и архетипам этноса для реабилитации этнического самосознания и укрепления «Мы-идентичности».

    Реабилитирующее значение обращения к традициям. Установление содержательного эмоционального контакта психолога с клиентом – жертвой чрезвычайных ситуаций.

    Особенности работы психолога с группой пострадавших. Работа психолога с большой численностью населения.

    Анализ конкретных случаев экстремальных ситуаций.

    Природные катастрофы: специфика переживания землетрясений (Спитак, 1988). Работа с жертвами, непосредственно пережившими землетрясение. Особенности содержания переживаний и фантазий. Особенности психологического сопровождения в постэкстремальных условиях.

    Техногенные катастрофы: специфика переживаний техногенных катастроф (Авария на Чернобыльской атомной электростанции, 26 апреля 1986). Последствия аварий техногенных катастроф. Особенности содержания переживаний фантазий.

    Особенности психологического сопровождения жертв техногенных катастроф. Условия формирования комплекса жертвы и условия его изживания.

    Социальные катаклизмы: специфика воздействия экстремальных ситуаций терактов (Буденовск, июнь 1995; Беслан, 1-3 сентября 2004). Особенности психологического сопровождения жертв терактов. Психология межэтнического взаимодействия в посткатастрофической ситуации.

    Особенности воздействия долговременной депривации.

    Депривация детей в условиях учреждений интернатного типа. Особенности развития личности в условиях долговременного пребывания в учреждениях интернатного типа.

    Депривация ребенка в семье. Типы негативных условий семейного воспитания ребенка. Способы психологического сопровождения и оказания помощи.

    Экстремальные ситуации в семье.

    Психолог в условиях взаимодействия с представителями иных этносов.

    Экстремальность профессиональной деятельности психолога среди иных этносов. Требования к подготовке в работе с представителями конкретных этносов в условиях их этнокультурной среды и в условиях их миграции. Необходимость учета ментальных особенностей изучаемых представителей конкретных этносов.

    Специфика сбора материалов включенного наблюдения, анкетирования и др. методов, используемых этнопсихологами и этнологами.

    Тема 8. Феномен отзеркаленной жертвы – психологическое заражение от непосредственных жертв чрезвычайных ситуаций

    Особенности идентификации людей друг с другом в экстремальных обстоятельствах.

    Прямые (непосредственные) жертвы. Косвенные и вовлеченные в события жертвы.

    Специфика переживаний и поведения отзеркаленной жертвы.

    Непосредственные (прямые) жертвы чрезвычайной ситуации и отраженные, отзеркаленные жертвы: особенности их состояний и взаимодействия.

    Феноменология психологического заражения от непосредственных жертв экстремальных ситуаций - людей территориально или родственно причастных к пострадавшим. Специфика психологических заражений: отзеркаливание образной сферы непосредственных жертв как своих; невротизация, выражающаяся в ненаправленных действиях, суете, повторяющихся пересказах событий, не перенесенных ими как очевидцами.

    Психологические изменения, которым подвергается человек в ситуации психологического заражения. Состояния сознания и эмоциональные состояния. Утрата активности, мистический экстаз, паника. Аналогии с феноменами психической жизни толп (С. Московичи, Г. Лебон, Г. Тард, В. Райх и др.).

    Порочный круг психологического заражения. Феномены импульсивности, изменчивости и раздражительности. Податливость внушению. Консерватизм и негативизм. Преувеличения, аффектации и специфический примитивизм лиц, подпавших под влияние психологического заражения.

    Растворение чувства личности жертвы психологического заражения в чувстве «Мы – жертвы экстремальной ситуации». Специфика обособления и капсулирования жертв экстремальных ситуаций.

    Пути психологического сопровождения и реабилитации непосредственных и отраженных, отзеркаленных жертв чрезвычайных ситуаций.

    Необходимость учета общего состояния и позиции местного населения: проблемы собственной безопасности и приоритеты национального достоинства.

    Влияние слухов на самосознание населения.

    Тема 9. Работа практического психолога с жертвами чрезвычайных ситуаций через средства массовой информации

    Диалектика информационного контакта: человек в условиях воздействия информационного поля. Насилие и агрессия в СМИ. Влияние изображения насилия в масс-медиа.

    Суггестивная сила суждений представителей власти и средств массовой информации. Манипулятивные возможности масс-медиа и суггестия отдельного человека.

    Необходимость учета психологических особенностей и традиций представителей разных национальностей.

    Феномены родовой дифференциации («Они» и «Мы») и пути преодоления этнического обособления в работе практикующего психолога в экстремальных ситуациях всех видов катастроф.

    Необходимость учета возможного этнического капсулирования в контексте помощи жертвам экстремальных ситуаций.

    Значение проектов позитивных перспектив выхода из экстремальных ситуаций реально оказываемой социальной и психологической помощи, транслируемых через средства массовой информации.

    Психологическая защита личности в условиях воздействия масс-медиа. Общая стратегия снижения страхов и агрессии населения и установление позитивного отношения к миропорядку.

     

     

    © Валерия Мухина
    Перепечатка без согласия автора – недопустима.


    Разработка сайта: ООО "ИНСАН"
    Дизайн: VisualGenom