Личность: Мифы и Реальность
Научная школа
Основные идеи и проекты
  • Развитие и бытие личности
  • Человек в своем возрасте и за его пределами
  • Идентификация и обособление как механизм развития и бытия личности
  • От родовых ценностей до всеобщей интеграции
  • Практикующий психолог - экстремальная профессия
  • Работы
    Ученики
    Кабинет детского психолога
    Экстремальная психология
    Отчужденные
    Валерия Флай - писатель
    Кафедра МПГУ
    Журнал Развитие личности
    Фотографии
    Гостевая книга
    Поиск по сайту


    Rambler's Top100

     

       
     
    Феноменология развития и бытия личности
    Из программы дисциплины

    1. Факторы, определяющие психическое развитие и развитие личности

    1.1. Феномен личности

    Развитие: филогенез и онтогенез; история развития высших психических функций. Историческое развитие общества и индивидуальное развитие человека как личности. Факторы определяющие развитие человека как личности: 1 – предпосылки; 2 – условия; 3 – внутренняя позиция.

    Психическое развитие и формирование личности человека. Роль воспитания в формировании личности. Значение внутренней позиции для развития личности. Феноменология человека: стремление к развитию и покою (стереотипизация); Бытие человека в двух ипостасях: (социальная единица и уникальная личность). Мир вещей, мир знаков, мир духа.

    1.2. Предпосылки и условия психического развития. Внутренняя позиция и развитие личности

    1.2.1. Предпосылки психического развития

    Генотипические особенности, прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического и социального факторов. Социальное наследование.

    1.2.2. Условия психического развития

    Исторически обусловленные реальности существования человека. Реальность предметного мира. Реальность образно-знаковых систем. Природная реальность. Реальность социального пространства. Реальность внутреннего мира человека. Деятельности, определяющие вхождение в человеческие реальности.

    Значение социальных условий. «Присвоение» общественного опыта как специфическая особенность психического развития человека.

    Внешние реалии существования человека: 1- реалии предметного мира; 2- реалии природного мира; 3- реалии образно-знаковых систем; 4- реалии социального пространства.

    Место человека в системе общественных отношений: родина, национальная принадлежность, место проживания (природа, город, село, хутор и т.д.), семья, воспитательно-учебные заведения ближайшее окружение, средства коммуникации. Человек как элемент космоса и продукт исторического развития. Влияние социальных процессов на человека как социальную единицу и личность.

    Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и ее роль в освоении нового опыта. Психическая активность и активность личности.

    Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

    Психическое развитие и общение. Обусловленность психического развития характером общения ребенка со взрослыми. Ребенок, подросток, юноша в группе сверстников. Общение взрослых. Личность в контексте общения.

    Психическое развитие и обучение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза. Психическое развитие и развитие личности.

    Общественно-исторический характер длительности детства. Детская личность. Возрастные и индивидуальные особенности личности. Индивидуальные различия личности на разных этапах психического развития.

    1.2.3. Внутренняя позиция и развитие личности

    «Внутреннее через внешнее» (С.Л.Рубинштейн). Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развивать в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов.

    Развитие самосознания. Потребностно-эмоциональная и волевая сферы личности.

    Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности.

    Самосознание в условиях разных исторически обусловленных систем.

    Индивидуальное бытие личности.

    Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Негативная позиция.

    Мировоззрение личности.

    Разнообразие путей развития человека как личности в истории человечества и в рамках современных цивилизационных процессов. Феноменологическая потребность человека быть личностью.

     

    2. Моральное развитие личности (раздел разработан к. психол.  наук, профессором А. А. Хвостовым)

    2.2. Моральное развитие в классических теориях

    2.1.1. Психоанализ: теория идентификации

    Роль эмоций и подражания. Имитация ребенком поведения взрослых (в основном родителей), место которых он хочет занять. Способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие воображаемым пожеланиям близких людей. В крайнем выражении роль семьи для младенца определена как: « его семья — это его судьба». Идея стабильного бессознательного, которое не претерпевает по мере взросления человека ни качественных, ни даже количественных изменений. Личность асоциальна в большей или меньшей степени.

    2.1.2. Неофрейдизм

    Идея более ранней подсознательной совести, которая важнее сознательной совести. Усвоение в более позднем возрасте (после пяти-шести лет) также нечто должного, теперь уже в виде так называемой совести и также играющей роль в принятии решений. Основная идея: индивид будет всегда поступать скорее в соответствии со своими младенческими образами родителей, а не с реальным окружением.

    2.1.3. Бихевиоризм

    Решающее значение родительских моделей. Основные механизмы: подражание, механизмы психического подкрепления - награждения и наказания. Движущая сила поведения — это инстинкты, данные человеку от природы, и идеи, воспринятые им благодаря воспитанию. Совесть человека — не создатель, но создание его деятельности. Нравственность создается из привычек к действию, и нет иного пути обеспечить привычки к действию, как только посредством самых действий. Теории социального научения: подчеркивается влияние микросреды и социальных норм на внешнее поведение ребенка.

    2.1.4. Экзистенционализм

    Нравственность свободного порыва. Не «спонтанная добродетель», обычно противопоставляемая моральности исполнения внешнего долга, а спонтанные порывы экзистенциональной личности. Фактически, универсальная природа морали в самореализации, и с этой точки зрения уже и неважно, к чему именно стремится человек.

    2.2. Моральное развитие в когнитивной теории

    2.2.1. Когнитивная теория Ж. Пиаже – Л. Колберга

    Идея децентрации - прогресс от ориентации на внешние проявления ко внутренним смыслам - как в социальном, так и асоциальном развитии. Шесть стадий в развитии моральных суждений на трех уровнях развития: пре-конвенциональном, конвенциональном и пост-конвенциональном. Моральная ориентация представляет собой зрелый плод естественного развития. «Естественное» моральное развитие влечет за собой движение к «моральной адекватности», которую можно охарактеризовать как прогресс от поверхностных к глубоким моральным суждениям.

    2.2.2. Ревизия взглядов Л. Колберга

    Два уровня морального развития – незрелый и зрелый. Принципиальные отличия зрелого и незрелого уровней. Переходные стадии. Развитие моральных суждений как показатель моральной зрелости.Социоморальной Рефлексии Диагностика-Короткая (Форма СРД-КФ; SRM-SF Sociomoral Reflection Measure - Short Form) - «продуктивная» методика диагностики. Четыре стадии развития и аспекты их проявления. Кросс-культурные особенности развития морального сознания. Сравнительный анализ моральных суждений разных культур. Феномены апелляция к правам человека, благе общества в западных культурах.

    2.3. Присвоение моральных норм

    Деятельностный подход российской психологии: нравственное развитие как присвоение ребенком моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции», реализуемые в нравственном поведении. Идеал (конкретный человек) на ранней ступени развития является в известной мере источником формирования морального сознания. «Синтетическая форма идеала» является ступенью к образованию обобщенного идеала. Феномен «антиперсонализации»: личность строит свои поступки «от противного», активного вырабатывая в себе качества, противоположные идеалу. Референтная группа в качестве субъекта персонализации.

    2.4. Феномен аморализма

    Общие психологические механизмы и развитие аморализма (моралепатия, дегуманизация жертвы, иезуитизм и т.д.). Релятивизм личностных ценностей и понятие о типах морального сознания и их развитии. Лишенные родительского попечительства: правила неписаного кодекса. Аморализм как релятивизм культурных ценностей.

     

    3. Индивидуальное развитие человека как личности

    Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений. Формирование внутренней позиции. Личность как социальная единица и уникальная личность.

    3.1. Основные теории личности

    Теории личности в западной психологии: краткий обзор.

    Классический психоанализ З.Фрейда. Аналитическая теория К.Г.Юнга. Социально-психологические теории [А. Адлер; Э. Фромм; К. Хорни; Г.С. Салливан].

    Стимул – реактивная теория. Радикальный бихевиоризм: Теория оперативного подкрепления [Б.Ф. Скиннер]. Центрированность не человеке [К. Роджерс].

    Экзистенциальная психология [Р. Мей, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс].

    Жизненное пространство [К. Левин].

    Психология индивидуальности [Г. Олпорт].

    Новейшие теории личности.

    Теории личности в отечественной психологии: краткий обзор.

    Бытие, существование, становление личности [С.Л. Рубинштейн].

    Жизненный путь человека [Б.Б. Ананьев].

    Проблема смысла жизни личности.

    Современные подходы к проблеме личности.

    3.2. Социальная единица и уникальная личность

    Индивидуальное бытие общественных отношений. Две ипостаси человека: социальная единица и уникальная личность [В.С.Мухина]. Структура самосознания личности [В.С.Мухина].

    Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса. «Я» личности в современной европейской ментальности и в странах Востока.

    Притязание на признание. Позитивные достижения личности. Негативные образования личности (ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность). Обусловленность содержания притязаний на признание исторической эпохой и этнической принадлежностью.

    Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное поведение. Психологическое признание идентичности своему полу в физическом, социальном и психологическом плане. Обусловленность половой идентификации историей этноса. Половое обособление на этапах онтогенеза и в результате индивидуального жизненного опыта.

    Психологическое время личности. Соотнесение себя в трех временах индивидуальной жизни: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое, настоящее и будущее своего этноса, государства и человечества. Значение и смыслы, которые придает личность своему существованию на земле. Перспективы жизни, которые формирует человек для своего индивидуального жизненного пути. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни.

    Социальное пространство . Вхождение человека в социальное пространство личности. Нравственное чувство, совесть, резюмирующееся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности.

    Социальное пространство личности как феномен культуры – условие развития и бытия человека. Значение и смысл прав и обязанностей в индивидуальном сознании человека.

    Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности.

    Представленность в человеке единства и противоположности двух ипостасей: «социальная единица» и «уникальная личность».

    3.3. Фактор места как условие развития личности

    Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных условий в процессе индивидуального развития человека.

    Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и особенности развития личности.

    Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Способы существования человека и отношение к жизни.

    Стихийное складывание личности и сознательный путь личности.

     

    4. Механизмы развития личности и ее социального бытия

    Идея «присвоения» человеком своей всесторонней сущности. Личность – результат общественных отношений, «производимый» общением, деятельностью и ценностными ориентациями.

    История развития высших психических функций.

    Человек, становящийся самим собой через других.

    Механизмы развития человека как личности.

    4.1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности

    Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессознательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения матери и младенца. Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях человека с человеком.

    Первое рождение личности через присвоение структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров. Идентификация с именем, с полом, с эталонами общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, с общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве прав и обязанностей.

    Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Самодеятельность как активная воля, организованная мировоззрением. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на мировоззрении.

    Идентификация в искусстве и реальных межличностных отношениях. Идентификация как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен «милости к падшим».

    4.2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности

    Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма, психологического ухода и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребенка матерью. Межличностное обособление: онтогенез и бытие.

    Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен отчуждения.

    4.3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личности

    Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Обособление как механизм индивидуализации личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни идентификации и обособления.

    Идентификация и обособление – равноценно значимые и диалектически противоречивые элементы единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.

    Личностные характеристики, связанные превалирующим механизмом пары идентификация-обособление.

    Направления развития индивида в зависимости от взаимодействия идентификации-обособления на бессознательном и сознательном уровнях. Асоциальность крайнего выражения каждого члена пары.

    Относительная самостоятельность механизма идентификации-обособления от социальных ожиданий контекста ситуации.

     

    5. Жизненный путь человека как личности

    5.1. Особенности развития личности на этапах онтогенеза

    Основные достижения развития личности на этапах: детства (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст), отрочества, юности, взрослости и позднего возраста.

    5.2. Личность как носитель духовности

    Реалии существования человека между рождением и смертью. Реалии существования личности в ее представлении среди других и в продуктах ее творчества.

    Личность в контексте исторического времени, своего этноса и столкновения цивилизаций в XXI веке.

    От таинства детства к достоинству и мудрости старости.

    Необходимость понимания исторически обусловленных реалий существования человека. Необходимость удержания жизненных целей, развитой рефлексии на себя и других и понимания относительной ценности притязаний. Духовность личности.

     

     

    © Валерия Мухина
    Перепечатка без согласия автора – недопустима.


    Разработка сайта: ООО "ИНСАН"
    Дизайн: VisualGenom