Личность: Мифы и Реальность
Научная школа
Основные идеи и проекты
Работы
Ученики
Кабинет детского психолога
  • Презентация кабинета
  • Фотографии
  • Фильмы
  • Экстремальная психология
    Отчужденные
    Валерия Флай - писатель
    Кафедра МПГУ
    Журнал Развитие личности
    Фотографии
    Гостевая книга
    Поиск по сайту


    Rambler's Top100

     

       
     
    Презентация кабинета детского психолога

    На кафедре психологии развития МПГУ вот уже 20 лет разрабатываются концепция, стимульный материал и методы работы специализированного кабинета детского психолога.

    Кабинет предназначен для работы с детьми и подростками по всем параметрам психологической службы: для диагностики психического статуса ребенка и последующей коррекции; для обеспечения ребенку возможности почувствовать и осознать свои проблемы, связанные с личностным ростом, межличностными отношениями и с формированием картины мира и мировоззрения; для коррекционной работы с детьми, имеющими индивидуальные проблемы, а также психологически пострадавшими от последствий природных и техногенных катастроф.

    Научный руководитель разработки «Специализированный кабинет детского психолога» доктор психологических наук, профессор B.C. Мухина.

    Концепция кабинета

    Содержит:

    1. Теоретические требования.

    2. Пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета с учетом специфики работы заказчика.

    3. Рекомендации по организации и дизайну пространства кабинета.

    4. Перечень необходимого оборудования и стимульного материала.

    5. Перечень методов диагностики, коррекции и психологического сопровождения. Кабинет формирует тематические блоки.

    БЛОК I

    Методы для работы с детьми младенческого и раннего возраста (от 0,2 мес. до 3 лет)

    I. Карта психического развития ребенка

    — Общие анамнестические сведения о ребенке.

    — Карта индивидуальных особенностей.

    — Рекомендации.

    II. Диагностика комплекса оживления

    Предлагается карта-описание становления комплекса оживления для диагностики развития конкретного младенца.

    III. Комплект для психолого-педагогического изучения детей от двух месяцев до 3 лет

    Комплект может быть использован для диагностики и коррекции:

    — познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, мышление);

    — рефлексивной сферы;

    — эмоционально-волевой сферы.

    Описание заданий включает характеристику стимульного материала, цели исследования, процедуру проведения и анализ результатов исследования.

    Предлагаемый комплект апробирован в практической работе с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях консультаций, диагностических центрах.

    БЛОК II

    Методы для работы с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)

    I. Карта психического развития ребенка

    — Общие анамнестические сведения о ребенке.

    — Карта индивидуальных особенностей.

    — Рекомендации.

    II. Метод изучения образа тела (МИОТ) (у детей дошкольного и младшего
    школьного возраста)

    МИОТ направлен на диагностику и коррекцию индивидуальных представлений ребенка о теле человека и его эмоционально-ценностного отношения к собственному телу.

    МИОТ состоит из двух взаимно дополняющих друг друга блоков, совместное использование которых позволяет более полно изучить различные аспекты процесса идентификации ребенка со своим телом:

    — проективный рисуночный блок предназначен для идентификации образа тела и пола мальчиков и девочек (состоит из 6 специальных картинок для каждого пола);

    — проективный модельный блок предназначен для идентификации образа тела (в качестве стимульного материала используется кукла с отделяющимися от туловища частями тела).

    Первый блок разработан В.С. Мухиной.

    Второй блок разработан В.М. Поставневым.

    III. Комплект для пcихолого-педагогического изучения детей 3—7 лет

    Комплект может быть использован для диагностики и коррекции познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также общих рефлексивных способностей).

    С комплектом могут работать практические психологи, дефектологи.

    Описание заданий включает характеристику стимульного материала, цели исследования, процедуру проведения и анализ результатов исследования.

    Комплект содержит: задания для диагностики и коррекции умственного развития ребенка; список рекомендуемой литературы;

    Предлагаемый комплект апробирован в практической работе с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях, консультациях, диагностических центрах.

    Комплект модифицировала и разработала С.Д. Забрамная.

    Рисунки выполнил О.Д. Боровик.

    БЛОК III

    Куклотерапия

    Диагностическая и коррекционная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    I. Этнографические куклы (В. Мухина)

    Комплект может быть использован для диагностики психологического статуса ребенка, для работы с проблемами, связанными с личностным ростом, межличностными взаимоотношениями, для формирования мировоззрения. Кроме того, комплект может быть использован для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы:

    — самосознания (в звеньях: образ тела, половой идентификации, психологического времени личности);

    — межэтнических взаимоотношений;

    — в семье;

    — психически пострадавшими от последствий катастроф.

    Комплект состоит из 8 выполненных обнаженными и в полный рост кукол (от 23 до 30 см), изображающих разнополые пары белой расы (пара блондинов и пара брюнетов), пары черной и желтой расы. Внешний облик кукол формирует ключевые этнографические и этологические признаки, присущие облику представителей разных рас и полов. Комплект запатентован.

    II. Куклы эмоциональной рефлексии (В. Мухина)

    Данный комплект используется психологом в работе с детьми

    — для диагностики психического статуса ребенка;

    — для работы с проблемами, связанными с личностным ростом, межличностными отношениями;

    — для коррекционной работы с детьми с задержками развития рефлексии на эмоциональные состояния других людей;

    — для коррекционной работы с детьми, психически пострадавшими от последствий природных, техногенных и социальных катастроф.

    Комплект состоит из 8 кукол: 4 куклы — мальчики, 4 куклы — девочки, лица которых выражают следующие психологические состояния человека: веселость, злость, печаль (плач), спокойствие. Комплект запатентован. Имеются модификации: «би-ба-бо», пальчиковые куклы, куклы-баффиты.

    III. Куклы для любования

    Комплект используется для развития способности к рефлексии, созерцанию, любованию, для развития воображения, для релаксации и др.

    Комплект представляет собой разновеликих кукол (маленького размера 8—12 см; среднего размера 40—70 см; большого размера 100—160 см), имеющих привлекательную внешность с точки зрения этологических признаков и традиционных эстетических эталонов и одетых в нарядные костюмы (в том числе национальные).

    IV. Куклы и игрушки для работы с детскими фобиями

    Комплект используется для проигрывания агрессивных сюжетов, преодоления и изживания страхов.

    Комплект представляет собой игрушки, выражающие или символизирующие агрессию и опасность. В комплект входят:

    — устрашающие и хищные животные (игуанодоны, крокодилы, волки и др.) с открытыми пастями, с агрессивными позами;

    — маски традиционной этнической нечисти;

    — изображения людей в агрессивных позах;

    — специальные «агрессивные» игрушки для сюжетных игр;

    — специальные наборы для коррекционной работы.

    V. Набор анималистических деревянных игрушек

    Данный набор предназначен для диагностики и коррекции в условиях оказания психологической помощи детям, имеющим проблемы в развитии восприятия, воображения и знаковой функции сознания, а также для игры детей младшего возраста. Набор рассчитан также для работы со слабовидящими детьми. Высокие декоративные свойства позволяют использовать игрушку в качестве украшения интерьера — в качестве элементов развивающей предметно-игровой среды.

    В состав набора входят 13 игрушек, изображающих разных животных.

    Анималистические игрушки — экологически чистые, выполнены из дерева и вкраплений кожи.

    Игрушки предназначены для использования в психологических кабинетах, а также детских садах, художественных школах, других детских учреждениях, в семье, для диагностики и развития восприятия и узнавания детей (нормальных и с задержкой умственного развития), хорошо, слабовидящих и слепых.

    Психологические требования к набору и содержание работы с ним разработаны B.C. Мухиной.

    Дизайн и исполнение осуществил Е.Н. Терентьев.

    БЛОК IV

    Специальное аппаратурное обеспечение кабинета

    I. Метод опосредованной рефлексии (В. Мухина)

    Предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими проблемы в развитии рефлексии; отклонения в личностном развитии; аутичными и др.

    В комплект входят:

    — описание метода работы;

    — комплект аппаратуры «Зеркало рефлексии».

    «Зеркало рефлексии» — основу аппаратуры составляют:

    — зеркало с электрически управляемым отражением на основе жидких кристаллов;

    — силомер, индикатор силомера, позволяющий в цифровом виде отображать показания силомера на пульте перед оператором;

    — прибор для измерения реакции на фрустрацию.

    II. Фортунные методы (В. Мухина)

    Предназначены для диагностики и коррекции фрустрированного поведения в ситуациях притязания на успех детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

    В комплект входят:

    — описание метода работы;

    — стимульный материал — набор игр: «Фортунный кубик», «Охота», «Рулетка».

    «Фортунный кубик» — комплект кубиков, выпадающих на заранее заданную сторону
    (с вероятностью 70—90%).

    «Электронная охота» — электронная игра, позволяющая работать в двух режимах: результаты успеха обеспечиваются меткостью играющих; результаты успеха зависят от специально задаваемого режима «охоты» в соответствии с замыслом экспериментатора:

    1 — попадание в бегущего зверя; 2— неуспех при каждом выстреле.

    «Рулетка» — игра типа рулетки, ставки делаются на один из трех цветов, оператор может задать разные режимы в соответствии с замыслом экспериментатора:

    1 — всегда останавливается на заданном цвете, обеспечивающем успех;

    2 — никогда не останавливается на заданном цвете.

    Методы, идея аппаратуры, разработка и апробация В.С. Мухиной.

    Конструирование приборов и их техническое исполнение А.В. Цветков.

    БЛОК V

    Психодиагностика развивающейся личности:

    проективный метод депривации структурных звеньев самосознания

    Метод используется для диагностики психического статуса личности по всем звеньям структуры самосознания. Диагностируется фрустрированность на: имя; неуспех в притязании на признание; половую принадлежность; психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности (отношение к правам и обязанностям).

    Кроме того, выявляется фрустрированность на сверстников и взрослых (учителей, родителей); на представителей других этнических групп (отдельный набор).

    Стимульный материал представляет собой специально разработанные, апробированные проективные рисунки, обеспечивающие изучение всех названных выше параметров диагностики. Метод имеет два набора комплектов для детей разного возраста и пола. Общее число рисунков — 104 (без комплекта на межэтническое взаимодействие).

    Комплект 1 — методический и стимульный материал для детей 5—8 лет.

    Комплект 2 — методический и стимульный материал для детей и подростков 9—17 лет.

    Стимульный материал разработан и апробирован В.С. Мухиной.

    Выделение типов поведения осуществили B.C. Мухина, К.А. Хвостов.

    Стандартизацию осуществил К. А. Хвостов.

    БЛОК VI

    Методы для определения функциональной готовности детей к школе

    Система предлагаемой психолого-педагогической диагностики может быть использована в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектации школьных детских учреждений, в подготовке и переподготовке практических психологов, дефектологов и других работников системы народного образования.

    I. Организация и программа психолого-педагогического диагностирования:

    — общие анамнестические сведения о ребенке;

    — состояние готовности ребенка к школьному обучению;

    — порядок проведения методик по дням;

    — карта индивидуальных особенностей готовности к школе;

    — заключение об индивидуальных особенностях готовности ребенка к школе;

    — психолого-педагогические рекомендации.

    II. Пакет методик для психолого-педагогического диагностирования готовности детей 6—7 лет к школьному обучению:

    — общие сведения о ребенке;

    — интеллектуальная сфера;

    — определение общего уровня развития памяти;

    — исследование соотношения эмоционально-волевой сферы;

    — определение общего уровня развития волевой регуляции;

    — определение сформированности общих представлений и умений;

    — исследование мотивационной готовности ребенка к школе.

    БЛОК VII

    Методическое обеспечение психологической службы в школе

    Часть 1. Основные направления психодиагностической работы школьного психолога с детьми младшего школьного и младшего подросткового возраста 1. Диагностика процесса адаптации ребенка к школе. Карта наблюдений Скотта.

    2. Изучение динамики интеллектуального развития ребенка (определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников).

    3. Изучение динамики интеллектуального развития ребенка. Тест для учащихся 3—5-х классов.

    4. Изучение динамики интеллектуального развития ребенка. Методика пропущенных слов.

    5. Диагностика динамики интеллектуального развития ребенка. Методика «Нарисуй человека».

    6. Диагностика внутреннего психологического состояния ребенка. Тест школьной тревожности Филлипса.

    7. Диагностика внутреннего психологического состояния ребенка. Методика незаконченных предложений.

    8. Диагностика социального развития ребенка. Социально-психологическая методика (социометрические пробы).

    9. Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля.

    10. Диагностика интеллектуального развития ребенка. Методика Бендера.

    Часть 2. Основные направления и методы психодиагностической работы с младшими и старшими подростками

    1. Отслеживание психического состояния подростков:

    — САН (самочувствие, активность, настроение);

    — Шкала личностной тревожности Р. Кэттелла;

    — Самооценка состояний тревоги Спилбергера;

    — Опросник для родителей и учителей;

    — Методика незаконченных предложений.

    2. Диагностика личностных особенностей подростков:

    — Опросник Айзенка (подростковый вариант);

    — Опросник Р. Кэттелла (детский вариант);

    — Тест-опросник измерения мотивации достижения.

    3. Диагностика интеллектуального состояния подростков:

    — КОТ (краткий ориентационный тест);

    — ШТУР (школьный тест умственного развития);

    — Тест Айзенка;

    — Интеллектуальные диагностические пробы.

    4. Выявление профессиональных склонностей подростков:

    — ДДО (дифференциально-диагностический опросник);

    — «Карта интересов»;

    — Тест механической понятливости;

    — Опросник для родителей,

    5. Психологическое исследование семьи и внутрисемейного климата:

    — Опросник АСВ (анализ семейного воспитания);

    — Тест-опросник родительского отношения. Опросник для родителей «Наш ребенок».

    6. Социально-психологический анализ класса и внутриклассных отношений:

    — Социально-психологическая характеристика класса;

    — Социометрическая карточка;

    — Референтометрическое исследование;

    — Тест-опросник удовлетворенности подростков групповым членством;

    — Групповая самооценка класса.

    7. Анализ системы ценностей и нравственных норм подростка. Методика «Выбор». Тест-опросник для анализа мотивации учения и отношения к учебе.

    8. Психологическое саморазвитие и самопознание подростков:

    — Интеллектуальные тесты Айзенка (вербальный, числовой, пространственный);

    — Шкалы самооценки мотивации одобрения;

    — Тест-опросник потребности в общении;

    — Тест «Проверьте уровень своей коммуникабельности»;

    — Тест «Уровень организованности личности»;

    — Тест «Ты хочешь быть солнцем?»;

    — Система упражнений «Я в моих глазах и глазах другого». Методики адаптированы для массовой экспресс-диагностики больших групп детей и прошли проверку на прочность и валидность.

    Блок методического обеспечения психологической службы в школе подобрала и апробировала М.Р. Битянова.

    БЛОК VIII

    Изучение личностных особенностей в целях профконсультаций

    Данный блок методик состоит из трех разделов, рассчитанных на изучение качеств личности, значимых для выполнения профессиональной деятельности: направленности, способностей и особенностей характера.

    1. Изучение направленности. Методики диагностики направленности:

    — Анкета интересов;

    — ДЦО (дифференциально-диагностический опросник).

    2. Изучение способностей. Методики диагностики различных способностей:

    — Словесные пропорции;

    — Вычисления;

    — Продолжение ряда;

    — Развертки объемных фигур.

    3. Изучение характера. Методики диагностики некоторых черт характера:

    — Анкета самооценки;

    — Типологический опросник личности.

    4. Условия труда, ограничивающие профпригодность.

    Блок изучения личностных особенностей в целях профконсультаций подобрал и апробировал К.А. Хвостов.

    БЛОК IX

    Классические методы

    23 методики

    I. Методы исследования интеллекта

    1. Шкалы интеллекта Векслера (взрослый вариант). Предназначается для обследования лиц в возрасте от 16 до 64 лет. Тест состоит из 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную (действия) шкалы.

    2. Шкалы интеллекта Векслера (детский вариант). Предназначается для обследования детей в возрасте от 5 до 16 лет. Состоит из вербальной и невербальной шкал.

    3. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Предназначается для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из 9 субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. 4. Исходная задача автора — исследование интеллекта в связи с проблемой выбора специальности и профессиональной пригодности.

    4. Прогрессивные матрицы Равена. Предназначается для измерения уровня интеллектуального развития. Используется для обследования детей от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет.

    5. Школьный тест умственного развития (ШТУР) — тест интеллекта. Предназначается для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся 12—15 лет (6—8-х классов). Разработан с позиций социально-психологического норматива. Тест включает задания пяти типов, составляющих шесть субтестов.

    II. Проективные методы исследования личности

    1. Тест детской апперцепции . Предназначается для обследования детей от 3 до 10 лет любой культуры. Представлены две модификации теста.

    2. Тест тематической апперцепции. Нижние возрастные границы применения теста точно не указываются, верхние не ограничены.

    3. Методика диагностики фрустрационной толерантности. Представлено два варианта: для детей от 4 до 14 лет; для взрослых. Помимо реакции на фрустрацию позволяет судить о степени социальной адаптации.

    4. Тест «Рука». Позволяет сделать выводы о тенденциях активности, в первую очередь предназначен для предсказания агрессивного поведения.

    5. Рисуночные вспомогательные методики. «Несуществующее животное» и «Дом — дерево — человек» предназначены для изучения личности как взрослых, так и детей. Методика «Рисунок семьи» предназначается для оценки внутрисемейных отношений. Как правило, используется при работе с детьми.

    6. 11. Методика завершения предложения. Выявляет отношение к себе, к своему прошлому, семье и т.п.

    7. 12. Тест Роршаха. Занимает ведущее место среди других проективных методик. Используется для исследования зрительной перцепции, изучения личности.

    III. Опросные методы исследования личности и темперамента

    13. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Предназначается для измерения 16 факторов личности. Представленные формы А и В предназначены для обследования людей с образованием не ниже 8—9 классов (от 16 лет). Детский вариант опросника предназначен для обследования детей от 8 до 12 лет по 12 факторам.

    14. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММР1) представлен адаптированным вариантом ММИЛ. Используется для изучения личности.

    15. Диагностика акцентуаций личности. Опросник Смишека диагностирует 10 основных типов акцентуаций, разделенных на две группы: акцентуации характера и акцентуации темперамента. Патохарактерологический диагностический опросник Д.Е. Личко (ПДО) предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

    16. Блок методик для диагностики тревожности представлен двумя методиками для измерения уровня личностной тревожности; двумя другими — для измерения реактивной (ситуационной) тревожности.

    17. Методика исследований уровня притязаний. Представлена двумя опросниками для измерения мотивации достижения и потребности достижения. Для диагностики других показателей уровня притязаний представлены лабиринты Хекхаузена, моторная проба Шварцландера, стимульный материал задания «анаграмма». Методики применяются в широком возрастном диапазоне.

    18. Методика исследования эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова. Направлена на анализ эмоционального состава интересов, мечтаний и воспоминаний личности.

    19. Диагностика направленности личности (ориентационный опросник). Позволяет выявить степень выраженности трех основных ориентаций личности в профессиональной среде. Пригоден в ситуациях, где необходимо определить эффективность работы отдельных лиц в связи с их отношением к решению отдельных заданий.

    20. Диагностика уровня субъективного контроля (УСК) предназначена для диагностики способа решения кризисных семейных и производственных ситуаций и т.п.

    21. Методики исследования основных свойств нервной системы. Тест-опросник Стеляу. Представлен опросник для взрослых и схема наблюдения за детьми в школьных условиях. Свойства нервной системы связываются с динамикой реализации профессиональной и учебной деятельности.

    22. Исследование личности по методу Айзенка. Для измерения уровня нейротизма и интроверсии — экстраверсии. Представлены две формы опросника для взрослых и опросник для детей, начиная с семилетнего возраста.

    23. Методика Шелдон-Хит-Картера для оценки динамического соматотипа. Представляет, главным образом, исторический интерес.

    Блок классических методов соотнес с первоисточниками на английском языке, составил исторические справки и выверил структурное и содержательное построение А.А. Хвостов.

    Имеется компьютерный вариант и специальный набор психологических методов.

    БЛОК Х

    Методический набор, обеспечивающий работу психолога со слабовидящими детьми

    I. Блок методик для работы в условиях детского сада

    1. Диагностика уровня интеллектуального развития с помощью скорректированного детского варианта методики Д. Векслера (WIAS) А.Ю. Паласюка.

    2. Схемы протоколов наблюдения за поведением ребенка в процессе обследования, опросника по истории развития ребенка (семейный анализ), беседы с ребенком, опросник для воспитателя по социальной ситуации развития, интерпретация данных, полученных на основе наблюдений, опросов.

    3. Скорректированный вариант методики рисунка семьи Г. Хоментаускаса.

    4. Модифицированный вариант каталога «НТР» (HOUSE, TREE, PEOPLE).

    5. С целью диагностики детско-родительских отношений родителям может быть предложено написать сочинения: «Мой ребенок», «Что мне нравится и не нравится в моем ребенке». Возможна интерпретация сочинений.

    Блок методик для работы психолога со слабовидящими детьми составила Г.Х. Махортова.

    II. Рельефно-графические барельефные пособия (для дошкольного и школьного возраста)

    Пособия представлены в виде альбомов-комплектов и отдельного раздаточного дидактического материала.

    Перечень пособий:

    1. Материал по логопедии для детских садов и начальных классов (3 альбома); 2. Русские сказки (2 альбома); 3. Памятники материальной культуры (6 альбомов); 4. Специальный раздаточный дидактический материал (9 стимульных материалов).

    Все перечисленные пособия предназначены как для моносенсорного восприятия детьми (ослабленное зрение или осязание), так и для бисенсорного обследования (использование чувствительности обеих модальностей в комплексе).

    III. Набор анималистических деревянных игрушек. Описание см. Блок V, п.5.

    Рельефно-графические барельефные пособия для работы со слабовидящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста подобрал Б.К. Тупоногов.

    БЛОК XI

    Опросные методы диагностики супружеских отношений

    1. Тест-опросник родительского отношения.

    2. Распределение ролей в семье.

    3. Общение в семье.

    4. Измерение установок в семейной паре.

    5. Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях.

    6. Шкалы любви и симпатии.

    БЛОК XII

    Релаксационные и тонизирующие тренинги

    В основе тренингов лежит существующее в современной психологии представление о положительной роли активации образных структур сознания и чувств.

    Предлагаемые тренинги строятся на положении о том, что человек живет в трех психологически значимых измерениях: природном пространстве, социальном пространстве и внутреннем пространстве собственной личности.

    В комплект входят четыре набора слайдов в сопровождении музыки, соотнесенной с изобразительным рядом и текстом. Наборы соотнесены со стихиями природы:

    1 — Стихия воды;

    2 — Стихия воздуха;

    3 — Стихия огня;

    4 — Стихия земли;

    5 — Стихия космоса.

    Каждый набор ориентирован на свой вариант воздействия.

    Сценарий и режиссура визуального ряда набора слайдов — В.С. Мухина.

    Авторские слайды — С.М. Зорин.

    Текст — В.С. Мухина при участии А.Ф. Шадура.

    БЛОК XIII

    Концепция и практика организации условий психологического сопровождения подростков во временных объединениях

    БЛОК XIV

    Видеотека кабинета

    В рамках работы специализированного кабинета детского психолога видеотека предназначается для работы с детьми, родителями.

    Может быть использована для работы по повышению квалификации школьных психологов, учителей, работников народного образования. Перечень предлагаемых видеофильмов:

    1. «Куклы и дети». 1992. Автор сценария, режиссер и работающий психолог экспериментатор — B.C. Мухина.

    Показаны технологии работы с детьми, имеющими проблемы в общении. Эксперименты фильма поставлены посредством «кукол эмоциональной рефлексии» и «этнографических кукол», запатентованных в 1992 г.

    Продолжительность — 20 минут.

    Рекомендуется в качестве методического пособия для работы с ребенком, имеющим проблемы в общении, этническом самосознании.

    В фильме использованы оригинальные куклы «би-ба-бо» и этнографические куклы.

    Фильм интересен для практических психологов, создателей игротек.

    2. «Начало личности». 1988. Киевнаучфильм. Авторы сценария — В. Мухина и Н. Лень, работающий психолог-экспериментатор. B. Мухина, режиссер — Л. Михалевич, консультант — Л.А. Венгер.

    Показана работа с детскими притязаниями на признание и детской ложью. В фильме использовано «Зеркало рефлексии».

    Продолжительность — 20 минут.

    Рекомендуется в качестве методического пособия для изучения иерархии мотивов ребенка.

    3. «Добрый и злой». 1970. Киевнаучфильм. Режиссер — Ф. Соболев. Продолжительность — 20 минут.

    В фильме поднимается проблема нравственного развития ребенка. Психолог может наблюдать диссонанс ментальностей разных культур (на примере агрессивной модели Бандуры).

    4. «Эхо наших эмоций». 1987. Киевнаучфильм. Автор сценария — B.C. Мухина, режиссер — А. Микульский, консультант — А.В. Петровский.

    Продолжительность — 20 минут.

    Фильм демонстрирует эмоциональную зависимость ребенка от взрослого. Рекомендуется для демонстрации родителям, воспитателям, учителям. Может быть использован в семейной терапии.

    5. Фильм об игротеках Британии.

    «More then just toys». 1986. The National Toy Libraries Association, Great Britain.

    Продолжительность — 24 минуты.

    6. Фильм об игротеках Новой Зеландии.

    «The Christchurch toy library». CTC video production, New Zealand

    Продолжительность — 13 минут.

    В фильмах № 5 и 6 демонстрируются различные виды игротек (библиотек) игрушек в Англии и Новой Зеландии. Фильмы интересны для создателей игротек.

    7. «Я и другие». 1972. Киевнаучфильм, ТПО «Артель». Автор сценария — Ю. Аликов, режиссер — Ф.Соболев, консультант — А.В. Петровский, работающий психолог-экспериментатор — B.C. Мухина.

    Многие эксперименты фильма построены на основе метода подставной группы Соломона Аша. Это — уникальная модификация: «Портреты», «Черные и белые пирамидки». В.С. Мухина разработала метод подставной ситуации, который представлен в фильме в эпизоде «Сладкая каша».

    Продолжительность — 1 час 20 минут.

    В фильме демонстрируются механизмы межличностных взаимодействий. Рекомендуется в качестве методического пособия для психологов, а также для демонстрации и обсуждения подросткам, юношам, учителям, родителям. Фильм сопровождает психологический анализ событий 19—21 августа 1991 года, проведенный сотрудниками кафедры педагогической психологии МПГУ и неоднократно демонстрируемый по каналу «Российское телевидение».

    8. Видеосериал «В фокусе — семья» (с участием доктора Д. Добсона) — 6 фильмов. Рекомендуется для показа родителям, учителям, воспитателям, психологам.

    В этом фильме рассматриваются общие проблемы женщин, включая дефицит самоуважения и отсутствие романтики в браке.

    9. «Спектакль на заданную тему». 1991. Студия «Шаболовка, 37». Автор сценария — Л. Шевцова, режиссер — А. Торстентен, консультант — А. Шадура. Продолжительность — 40 минут.

    Рекомендуется в качестве пособия психологам, ведущим коррекционную работу, а также для ознакомления с психодрамой как метода психотерапии.

    10. «Куклотерапия». 1997. Автор сценария, режиссер — B.C. Мухина. Работающий психолог-экспериментатор — А.А. Ярулов.

    11. «Изучать, чтобы помогать». 1997. Авторы сценария С.Д. Забрамная, Т.Н. Счастная. Работающий психолог — С.Д. Забрашная. Фильм наглядно демонстрирует техники диагностики психического развития детей 4—5 лет. Здесь же показаны некоторые приемы коррекционной работы.

    Продолжительность — 45 минут.

    Имеется целый ряд специальных видеофильмов и видеоматериалов (всего 33 наименования).

    БЛОК XV

    Библиотека кабинета

    1. Комплект переводов «Дисциплина».

    2. Комплект переводов «Игротерапия».

    3. Комплект переводов «Теории игры».

    (Презентацию подготовили Валерия Мухина и Тамара Счастная)

     

     

    © Валерия Мухина
    Перепечатка без согласия автора – недопустима.


    Разработка сайта: ООО "ИНСАН"
    Дизайн: VisualGenom