Личность: Мифы и Реальность
Научная школа
Основные идеи и проекты
Работы
Ученики
Кабинет детского психолога
Экстремальная психология
Отчужденные
Валерия Флай - писатель
Кафедра МПГУ
Журнал Развитие личности
Фотографии
Гостевая книга
Поиск по сайту


Rambler's Top100

 

   
 

Кафедра психологии развития Московского педагогического государственного университета

I . Общие сведения

Кафедра психологии развития (до 1998 года – кафедра педагогической психологии) факультета педагогики и психологии МПГУ была организована в 1988 г. Организация кафедры обусловлена необходимостью обеспечения образовательного процесса, а также научно-практического обеспечения исследований воспитания и развития личности.

Заведующая кафедрой — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и РАЕН, за служенный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования Валерия Сергеевна Мухина.

На кафедре развивается научная школа В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».

Кафедра участвует в подготовке специалистов по специальностям:

1988-1996 гг. – «Преподаватель-исследователь по педагогике и психологии»;
1997-2001 гг. – «Психолог, преподаватель»;

с 1997 года по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования первого поколения, а с 2001 года по настоящее время – по ГОС ВПО второго поколения:

  • 020400 «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»;
  • 031000 «Педагогика и психология», квалификация «Педагог-психолог»;
  • 031300 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология», квалификация «Социальный педагог, педагог-психолог»;
  • 033400 «Педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология», квалификация «Преподаватель педагогики, педагог-психолог».

Содержание ГОС ВПО по специальностям «Педагогика и психологи», «Социальная педагогика», «Педагогика» как первого, так и второго поколения разрабатывались на факультете педагогики и психологии МПГУ совместно с кафедрой педагогики высшей школы (кафедрой психологии развития разработаны дидактические единицы психологических дисциплин).

Также проводится обучение по направлениям:

  • 521000 бакалавриат по направлению «Психология»;
  • 521000 магистратура по направлению «Психология» , специализации «П сихология развития», квалификация «Магистр психологии».

По магистратуре утверждены специализации «Психология личности» и «Педагогическая психология», квалификация «Магистр психологии»; а также специализация «Педагогика», квалификация «Магистр педагогики».

При кафедре имеется аспирантура по специальностям:

  • 19.00.01 – «Общая психология. Психология личности. История психологии»;
  • 19.00.13 – «Психология развития. Акмеология».

Постоянно ведется работа аспирантского объединения и объединения молодых ученых.

За 15 лет на кафедре защитилось 69 аспирантов и докторантов, из которых: 9 докторантов (6 – научный консультант профессор В.С. Мухина, 3 – научный консультант профессор Т.Н. Счастная); 60 аспирантов (32 – под руководством профессора В.С. Мухина; 8 – под руководством профессора Т.Н. Счастной; 6 – под руководством доцента К.А. Хвостова; 8 – под руководством профессора Л.Б. Филонова; 3 – под руководством профессора Н.И. Непомнящей; 1 – под руководством профессора Н.Е. Вераксы; 1 – под руководством профессора А.И. Савенкова; 1 – под руководством профессора Л.Б. Шнейдер).

Специалисты, защитившие магистерские, кандидатские и докторские диссертации на кафедре психологии развития МПГУ работают в следующих регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Регины России: Амурская область, Архангельская обл., Башкирия, Брянская обл., Бурятия, Дагестан, Кемеровская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Москва и Московская область, Ростовская область, Республика Саха (Якутия), Свердловская обл., Ставропольский край, Татарстан, Хабаровский край, Ханты-Мансийская авт. обл., Чечня и др. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны дальнего зарубежья: Бенин, Болгария, Вьетнам, Габон, Ганна, Египет, Израиль, Индия, Кабо-Верди, Китай, Колумбия, Конго, Корея (Северная), Корея (Южная), Куба, Мали, Мексика, Монголия, Намибия, Объединенные Арабские Эмираты, Сан-Томе и Принсипи, США, Уругвай, Чад, Эфиопия и др.

При кафедре действует диссертационный совет Д.212.154.12 по психологическим наукам по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальностям: 19.00.01 – «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13 – «Психология развития. Акмеология». Совет открыт в МПГУ приказом ВАК РФ от 19 января 2001 года за №189-В как резервный, а приказом ВАК РФ от 21 февраля 2003 года за №524-В как базовый.

II . Исходные теоретические позиции

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опо средованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в про цессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалекти ческого единства трех факторов: 1 – генотипа, врожденных особенностей; 2 – внешних условий; 3 – внутренней позиции . При характеристике личности человека на этапах онтогенеза, учитываются особенности социальной ситуации – его бытия и развития.

Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социальное пространство, в которые человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия). Реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания.

Механизмы развития и бытия человека как личности – идентификация и обособление.

Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания по своей структуре не изменяются во времени и в истории человечества, во всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции – культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную и половую принадлежность человека, а так же его индивидуальные позиции в мире.

III . Основные направления исследований

В соответствии с планом научно-исследовательской работы на кафедре психологии развития ведутся исследования по теме: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты». В учебном процессе исследуемые проблемы находят отражение в преподаваемых на факультете нормативных и специальных курсах.

Кафедра ориентирована на фундаментальные и поисковые научные исследования:

  • развитие и бытие личности на разных возрастных этапах;
  • развитие личности в различных социокультурных и этнических условиях;
  • развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации;
  • развитие познавательной сферы личности;
  • воспитание и профессиональное развитие личности в новых условиях;
  • проблема личности в истории психологии;
  • проблемы межэтнической и этнической толерантности; воспитания толератности;
  • развитие одаренности и исследовательских способностей на разных возрастных этапах.

Полученные результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодежью, взрослыми и пожилыми дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе.

Кафедра взяла на себя ответственность за концепцию журнала «Развитие личности». Г лавный редактор B . C . Мухина, заместитель главного редактора А.С. Обухов, члены кафедры входят в состав редакции и редколлегии журнала.

Сотрудники кафедры также являются членами редколлегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальная школа», «Одаренный ребенок», «Исследовательская работа школьников», «Перемены» и др.

Кафедра выступает организатором и координатором секций «Развитие личности» и «Структурно-диалектическая психология развития» Российского психологического общества (РПО).

IV . Программы, выполненные в 1989-2003 гг.

1. Президентская программа «Дети России»

1.1. Федеральная целевая программа «Дети Чернобыля»

В 1989 г. зав.кафедрой В.С. Мухина приняла участие в разработке ФЦП «Дети Чернобыля» по приглашению Комитета образования РФ. После утверждения программы в 1990 г. кафедра начала реализовывать два проекта: 1 – разработка специализированного кабинета детского психолога, технологии экспресс помощи пострадавшим детям и аппаратурное ее обеспечение (кейс); 2 – разработка программы подготовки кадров для психологической службы в Чернобыльских регионах. Опробированные модели были положены в основу деятельности многих служб помощи в радиационно загрязненных территориях России (Брянская, Тульская, Орловская, Калужская области) и Республики Беларусь (Гомель). В дальнейшем кабинеты детского психолога были внедрены в 11 регионах России совместно с Институтом развития личности. При этом сотрудники кафедры осуществляли обучение специалистов, работающих в кабинетах, и осуществляли супервизорское сопровождение их деятельности.

Кафедра стояла у истоков научных исследований социально-психологических последствий радиационной катастрофы. В 1990-1991 г.г. было проведено первое исследование по определению функциональной готовности детей к школьному обучении (научный руководитель В.С.Мухина). В 1998 г. по договору с МЧС России проведены исследования психического статуса детей и подростков, проживающих на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС (Брянская и Тульская области). Результатом работы стали рекомендации для учителей, психологов, администрации по организации учебной деятельности и психологической помощи этой категории детей. Для обеспечения преемственности была разработана карта психолого-педагогического сопровождения ребенка из этих регионов.

Важным научным достижением в этой области явилось выявления феномена «комплекс жертвы» (В.С. Мухина), непосредственно связанного с аварией на ЧАЭС и предложенные конкретные практические мероприятия по его преодолению. До сих пор государственная стратегия реализации помощи и поддержки детям, социальная политика в этих регионах строится с учетом этого феномена (Г.В. Семья – член Координационного Совета по ФЦП «Дети Чернобыля с 1994 г. по н.в).

В течение пяти лет, с 1994 г. велась подготовка кадров социальных педагогов, педагогов-психологов для Служб помощи Тульской области (В.С.Мухина, Т.Н. Счастная, К.А. Хвостов, А.А. Хвостов, Г.В. Семья, Л.Б. Шнейдер и др.).

В работе ВНИКа на базе Исполнительной дирекции по реализации Президентской программы «Дети России» по теме «Разработка научно-методических рекомендаций для психологов, методистов детских оздоровительных лагерей в регионах, пострадавших от аварии на ЧАЭС» приняли участие преподаватели кафедры (Г.В. Семья, А.Ф.Шадура).

1.2. Федеральная целевая программа «Дети-сироты»

В 1995 г. по заказу Минобразования России научный коллектив сотрудников ИРЛ РАО и кафедры под руководством В.С. Мухиной разработал концептуальные положения психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в рамках новой федеральной целевой программы «Дети-сироты». На основании госзаказа сотрудники кафедры в течение 1997-2003 г.г. принимали участие в разработке научно-методических рекомендаций по созданию развивающей предметно-игровой среды для детского дома (научный руководитель В.С.Мухина), технологий работы специалистов. Эти разработки, конкретные методы работы до сих пор включаются практически во все методические пособия, которые рассылаются в управления образованием 89 субъектов РФ за счет средств президентской программы (1996-2002 г.г.)

Сотрудники кафедры принимали участие в разработке и обосновании новых проектов ФЦП «Дети-сироты» на 1997-2000 г.г., 2001-2002 г.г., 2003-2006 г.г. (Г.В. Семья), регулярно составляли бюллетень реализации проектов Программы (Т.Н. Счастная, Г.В. Семья).

Ежегодно, начиная с 1997 г., в рамках и на средства программы «Дети-сироты» Министерство образования России издает и рассылает во все детские дома России пособия для выпускников детских домов и учреждений интернатного типа по социальной адаптации, разработанные Г.В.Семьей. Для специалистов, работающих в образовательных учреждениях для детей-сирот, подготовлен и издан Справочник директора детского дома (2002-2002 г.г.)

Сотрудники кафедры (Т.Н. Счастная, Г.В. Семья) принимали участие в проведении семинаров по разработке проекта «Школы здоровья» для детских домов и в обучении психологов и воспитателей детских домов, реализующих этот проект (1999-2001 г.г.).

1.3. Федеральная целевая программа «Одаренные дети»

В 1997 г. в рамках проекта « Развитие творческой одаренности слепо-глухих детей» совместно с ИРЛ РАО были разработаны научно-методические рекомендации для психологов, воспитателей специальных (коррекционных) учреждений по работе с одаренными детьми-инвалидами (научный руководитель В.С.Мухина).

1.4. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды»

В 1995 г. была выполнена совместная работа специалистов ИРЛ РАО и кафедры по разработке психологического сопровождения личностного развития детей-инвалидов (научный руководитель В.С.Мухина).

2. Народы России: возрождение и развитие

Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С. Мухина) сотрудники кафедры принимали участие в этнопсихологических экспедициях, 1991-1993 гг.

3. Федеральная целевая программа «Повышение правовой культуры избирателей организаторов выборов», подпрограмма: «Молодёжь и выборы». ЦИК РФ, 1994-1999 гг.

Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С.Мухина) сотрудники кафедры работали над созданием условий для повышения правовой культуры, гражданственности, политической социализации молодежи.

В рамках этой программы проводились образовательные, воспитательные мероприятия, в которых активное участие приняли преподаватели факультета В.С.Мухина, Т.Н.Счастная, А.Ф.Шадура, К.А.Хвостов, Г.В.Семья, Ф.А.Сидоришин, Л.Б. Шнейдер и др.:

  • проведение тематической смены с подростками из разных регионов России «Отроки России» (Подмосковье, январь 1996 г.);
  • организация и проведение Всероссийского симпозиума «Социально-психологические проблемы молодежного электората» (апрель 1996 г, Софрино-Москва);
  • проведение специализированной смены по формированию гражданской позиции подростков, обучению технологиям избирательного процесса в ВДЦ «Орленок». В рамках смены был проведен агитпоезд «Выборы - 9б» в Краснодарском крае.
  • Межрегиональный семинар для студентов педагогических высших учебных заведений, учителей-граждановедов России по вопросам формирования гражданского сознания подрастающего поколения, МПГУ, 1999 г.

4. Программы Российской академии образования

4.1. «Будущие лидеры России»

Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С.Мухина), 1993-1999.

Программа утверждена Президиумом РАО и проходила конкурсы в Межведомственной комиссии по координации деятельности ВДЦ «Орленок» и «Океан». Начиная с 1994 г. ежегодно преподаватели и студенты выезжали во Всероссийский детский центр «Орленок», где проводилась специализированная смена, направленная на раскрытие психически и интеллектуальных, физических резервов подростков, формирование лидерских позиций.

В результате была разработана научно-методическая база на основе концепции развития и воспитания личности, определены внешние и внутренние условия позитивного развития личности, разработаны и апробированы методы инициации подростков, связанные с ориентацией на необходимость социальной зрелости, разработана и апробирована система занятий «Школа лидера».

Результаты программы внедрены в деятельность ВДЦ «Орленок».

4.2. «Особенности образовательной работы с детьми с трудностями в обучении»

Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С.Мухина), 1997-1999 гг.

4.3. «Исследование индивидуальных особенностей развития в детском возрасте»

Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С.Мухина), 1997-1999 гг.

4.4. «Нормативная ситуация как фактор развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

(Научный руководитель Н.Е. Веракса).

5. Проекты по грантам НИР Министерства образования РФ

5.1. Проект «Развитие личности в условиях учреждений интернатного типа»

В рамках государственной программы «Развитие гуманитарных исследований» Минобразования РФ. Н аучный руководитель В.С. Мухина, соисполнитель Т.Н. Счастная; 1997-2000 гг.

На основе проведенного эмпирического и экспериментального исследования выстроены программы психологической реабилитации детей в детских домах, которые внедрены в работу детских домов Москвы и других регионов России.

5.2. Проект «Проблемы соблюдения прав детей и тайны усыновления»

В рамках государственной программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» Минобразования РФ. Научный руководитель В.С. Мухина; 2001 г.

Проведено исследование проблемы соблюдения прав детей и тайны усыновления, результаты которого дали основания для эволюционного перехода к практике открытого усыновления.

5.3. Проект «Разработка программы развития исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования детей»

В рамках государственной программы «Научное, научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» Минобразования РФ. Соисполнитель А.С. Обухов; 2001-2002 гг.

Произведена концептуализация исследовательской деятельности учащихся в контексте социокультурной ситуации страны; разработаны теоретические и психологические основания развития исследовательской деятельности учащихся; разработаны критерии развития и оценки эффективности исследовательской деятельности учащихся; проведен анализ состояния исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе страны.

5.4. Проект «Оценка качества образования младших школьников. Развитие умственно-одаренных дошкольников»

В рамках государственной программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» Минобразования РФ. Руководитель Н.Е. Веракса; 2002-2003 гг.

5.5. Проект «Оценка качества содержания образования младших школьников и учащихся старших классов в условиях 12-ти летнего образования»

В рамках государственной программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» Минобразования РФ. Руководитель Н.Е. Веракса; 2003 г.

5.6. Проект «Разработка модели психологической компетентности выпускника вуза как составляющей его профессиональной успешности»

В рамках государственной программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» Минобразования РФ, раздел «Развитие содержания профессионального образования, повышение его качества в неразрывной связи с наукой». Руководитель В.С. Мухина; соисполнители З.И. Айгумова, А.С. Обухов, Л.М. Проценко; 2003 г.

Определены параметры и критерии оценки психологического и психофизического состояния студентов в процессе обучения в вузе; представлена модель психологической компетентности выпускника вуза на основе универсальных умений; отработан метод оценки психологической и психофизической готовности к учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Проведено исследования методом «А-тест» ВИЗИЭС среди студентов Строительного университета.

Представлен перечень коррекционных мероприятий по повышению качества обучения и рекомендации по построению учебного процесса с учетом психических возможностей студентов.

5.7. Программа «Развитие системы педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка кадров для системы образования»

В рамках федеральной программы развития образования на 2003 год.

Участие в изучении ситуации с обеспеченностью вузов, осуществляющих подготовку по педагогическим специальностям и направлениям педагогического образования, современной учебной литературой по педагогике и психологии. Экспертная оценка учебных изданий по педагогике и психологии. Руководитель B . C . Мухина.

6. Программы и гранты других организаций и фондов

6.1. Программа «Высшее образование». В рамках программы «Открытое общество». Фонд Сороса. Два гранта учебной литературы по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы ( B . C . Мухина), 1995, 1997.

6.2. Проект «Социально-психологическая реабилитация осужденных женщин, имеющих детей в условиях лишения свободы» программы «Международная тюремная реформа (PRI , программа малых грантов «Тюремная реформа в России» при сотрудничестве с психологической службы ГУИН Минюста РФ. Руководитель В.С.Мухина; соисполнители Л.М. Проценко, А.А. Хвостов. 2002 г.

На основе эмпирический исследований создана программа работы с матерями и их детьми в домах матери и ребенка на территориях женских уголовно-исправительных учреждений с целью психологической реабилитации матерей, которая в настоящее время апробируется в деятельность учреждений ГУИН Минюста РФ в Мордовии.

6.3. Проект «Индивидуальное развитие познавательной деятельности дошкольников» по гранту РГНФ. Руководитель Н.Е. Веракса. 2002-2003 гг.

V . Текущие программы

Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службы ГУИН Минюста РФ. Руководитель B.C. Мухина; соисполнители Л.М. Проценко, А.А. Хвостов. 2002-2003 гг.

Разработаны инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных, совершивших насильственные и корыстные преступления, имеющих длительные (вплоть до пожизненных) сроки заключения.

Разработана модель психологической поддержки специалистов УИС ГУИН Минюста РФ, которая позволит через диагностику, профилактику и тренинговую работу минимизировать профессиональную деформацию, осуществлять коррекцию их отношения с осужденными.

Проект будет продолжен.

VI . Выездные акции кафедры в регионы страны

1. Север и Дальний Восток: экспедиционные исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и совеременных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.). Руководитель B . C . Мухина . 1985-2001 гг. Результаты оформлены в научные труды и четыре диссертации.

2. Армения (Спитак, Ленинокан, Ереван): под эгидой Советского детского фонда психологическая работа с детьми, подростками, молодежью, взрослыми, пострадавшими от спитакского землетрясения. Руководитель B . C . Мухина; соисполнители А.Ф. Шадура, М.Ю. Бабанский, И.Б. Гриншпун. 1988-1989 гг. Результаты оформлены в научные труды.

3. Петропавловск-Камчатский: обучение практических психологов города и области работе по оказанию помощи пострадавшим от землетрясения. Руководитель B . C . Мухина; соисполнители А.Ф. Шадура, И.Б. Гриншпун. 1989г.

4. Владивосток, лагерь «Океан»: программы по психологическому сопровождению подростков детских домов СССР; межэтническому общению подростков в условиях игры и эмпатийного общения. Руководитель B . C . Мухина; соисполнители Т.Н. Счастная, А.Ф. Шадура, Р.Т. Фульга. 1990 г. Результаты оформлены в учебные пособия.

5. Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как социальной группы и межэтнических отношений в крае. Руководитель B . C . Мухина. 1992- 2001 гг. Результаты оформлены в кандидатскую и докторскую диссертации.

6. Краснодарский край. Работа с подростками ВДЦ «Орленок». Руководитель B . C . Мухина; соисполнители Г.В. Семья, Т.Н. Счастная, А.Ф. Шадура, Л.М. Проценко, Ф.А. Сидоришин. 1992-1999 гг. Результаты оформлены в научные труды и пять диссертаций.

7. Красноярский край: Канский дом детства, Управление образованием, Краевое общественное объединение фонда «Славянский дом» и Красноярская гостелерадиокомпания «Центр России». Руководитель B . C . Мухина; соисполнители Т.Н.Счастная, В.А. Горянина, А.Ф. Шадура, А.А. Ярулов. 1992-1997 гг. Результаты оформлены в научные труды и три диссертации.

8. Командоры: этнопсихологические экспедиции по исследованию этнического самосознания алеутов. Руководитель B . C . Мухина; Т.Н. Счастная, А.Ф. Шадура, И.Б. Гриншпун. 1991-1997 гг. Результаты оформлены в научные труды и диссертацию.

9. САХА, ЯГУ: подготовка этнопсихологов; этнопсихологические экспедиции по исследованию самосознания и межэтнических отношений якутов, русских, эвенков. Руководитель B . C . Мухина; соисполнители Т.Н. Счастная, К.А. Хвостов. 1992-1998 гг.

10. Чернобыльские регионы - Брянская, Тульская области; Беларусь: подготовка психологов (150 человек); мониторинговые исследования детей, подростков, взрослых; сбор продуктов деятельности; банк данных по службе помощи для детей, родителей, учителей. Руководитель B . C . Мухина; соисполнители Т.Н.Счастная, В.А. Горянина, Г.В. Семья, К.А. Хвостов. 1991-1998 гг.

11. РФИВА (Ассоциация инвалидов Афганистана и инвалидов Чечни): работа по психологическому сопровождению. Руководитель B . C . Мухина. 1995-1997 гг.

12. Краснодар и Сочи: диагностика и психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений «А». Руководитель B . C . Мухина. 1996-2000 гг.

13. Регионы, участвующие в программах «Будущие лидеры России: Москва, Московская обл., Буденновск (Ставропольский край), Краснодарский край, Красноярский край, САХА, Йошкар-Ола (Марий Эл), Псков, Тольятти (Самарская обл.), Самара, Сызрань, Ярославль, Ненецкий АО и другие регионы. Руководитель B . C . Мухина; соисполнители Г.В. Семья, Т.Н. Счастная, А.А. Хвостов, К.А. Хвостов. 1993-1998 гг.

14. Регионы, участвующие в программе «Молодёжь и выборы»: Москва, Московская обл., Ставропольский край, Красноярский край, Дагестан, САХА, Самара, Ульяновск, Ярославль и др. Руководитель B . C . Мухина; соисполнители Г.В. Семья, Т.Н. Счастная, А.А. Хвостов, К.А. Хвостов. 1996, 1999 гг.

15. Колонии ГУИН Минюста РФ (Мордовия; Вологодская обл., Огненный остров; Соликамск, «Белый лебедь»). Руководитель B . C . Мухина; соисполнители Л.М. Проценко, КС. Ильина. 2002-2003 гг.

16. Экспедиции по исследованию личности в контексте моноэтнических условий традиционной культуры (Архангельская обл., Карелия, Бурятия, Республика Алтай). Руководитель А.С. Обухов. 1996-2003 гг.

VII . Основные учебники, учебные пособия, монографии и книги преподавателей кафедры психологии развития (педагогической психологии), вышедшие за 15 лет

  • Мухина В.С. Детская психология: Учебник. На греческом языке.М.: Внешторгиздат, 1988. Гриф МП СССР. (32 п.л.).
  • Мухина В.С. Детская психология: Учебник. На испанском языке. Madrid : Pablo del Rio , 1988. Гриф МП СССР. (32 п.л.).
  • Мухина В.С. Детская психология: Учебник. На литовском языке. Каунас: Швисса, 1988. Гриф МП СССР. (32 п.л.).
  • Мухина В.С. Рождение личности. На английском, арабском, бенгали, маратхи языках. М.: Прогресс, 1988. (14 п.л.).
  • Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. На киргизском языке . Фрунзе: Мектен, 1988. (10 п.л.).
  • Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. На молдавском языке . Кишинев, 1988. (10 п.л.).
  • Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 1988. Гриф МП СССР. (25 п.л.). В соавторстве с Венгером Л.А.
  • Мухина В.С. Psycolocia infantil . Vneshtorgedat: “Pueblo y Eucation”, 1989. (22 п.л.).
  • Мухина В.С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. Сборник. Отв. ред. и составитель. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, Прометей, 1989. (15 п.л.).
  • Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и допол. М.: Просвещение, 1990. (15 п.л.).
  • Мухина В.С. Детская психология: Учебник. На молдавском языке. Кишинев: Лумина, 1990. Гриф МП СССР. (20 п.л.).
  • Мухина В.С. Детская психология: Учебник. На грузинском языке. Тбилиси: Мениереба, 1990. Гриф МП СССР. (20 п.л.).
  • Мухина В.С. Психология: Учебное пособие. На молдавском языке. Кишинев: Лумина, 1990. (25 п.л).
  • Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. Отв. редактор и составитель. М.: Просвещение, 1991. Гриф МП СССР. (17 п.л.).
  • Мухина В.С. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Сборник. Отв. ред. и составитель. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, Прометей, 1991. (15 п.л.).
  • Мухина В.С. Детская психология: Учебник для педагогических вузов. СПб: Просвещение, 1992. Гриф МО РФ. (20,3 п.л.).
  • Мухина В.С. Как обрести врага. Книга для подростков. М.: Агентство Док, 1994. (6 п.л.). В соавторстве с Хвостовым К.А.
  • Мухина В.С. Кто Я? Книжка для детей 5-7 лет. М.: Издательский дом Карапуз, 1996. (1,7 п.л.).
  • Мухина В.С. Близнецы. Дневник развития двух мальчиков от рождения до 7 лет. М.: Народное образование (2-е изд., дополн.), 1997. (27 п.л.).
  • Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М.: Академия, 1997; 1998 (2-е изд.); 1998 (3-е изд.); 1999 (4-е изд.); 2000 (5-е изд.); 2001 (6-й изд.); 2002 (7-е изд.); 2003 (7-е изд., доп. т.). Гриф МО РФ. (28 п.л.).
  • Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Московский Психолого-социальный институт, 1998. Гриф МО РФ. (27 п.л.).
  • Мухина В.С. Таинство детства. В 2-х томах. М.: Экономическая газета; СПб.: СПбГУ, 1998; 2000. (45 п.л.).
  • Мухина В.С. Детская психология: Учебник. М.: Апрель – Пресс, 1999. Гриф МО РФ. (28,6 п.л.).
  • Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. Избранные труды. Серия: Психологи отечества М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1999. Гриф МО РФ. (34 п.л.).
  • Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред. М.: Академия, 1999; 2000 (2-е изд.), 2001 (3-е изд.), 2003 (4 изд.). Гриф МО РФ. (39 п.л.). В соавторстве с Хвостовым А.А.
  • Мухина В.С. Psigologia pedagogiga . Madrid: Machado Libros, 2003. (27 п . л .)
  • Битянова М.С. Социальная психология. Психолого-педагогические аспекты: Учебное пособие. М.: Международная педагогическая академия, 1994. (5 п.л.).
  • Битянова М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе адаптации в начальном звене: Методическое пособие. Сургут, 1996. (5 п.л.).
  • Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: «Совершенство», 1998. (15 п.л.).
  • Гриншпун И.Б. Введение в психологию: Учебное пособие. М.: Международная педагогическая академия, 1994; 1996 (2-е изд.); 1998 (3-е изд.); 1999 (4-е изд.). (10 п.л.).
  • Гриншпун И.Б. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под редакцией И.Б. Гриншпуна. М.-Воронеж: МПСИ, 2002; 2003 (2-е изд.). Гриф РАО. (26 п.л.). В соавторстве с Вачковым И.В., Пряжниковым Н.С.
  • Гриншпун И.Б. – Перевод книги: Фильц А. Психоаналитические термины и понятия. М.: «Класс», 2000. (30 п.л.). Совместный перевод с Боковиковым А.
  • Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебник. М.: Академия, 2001. Гриф УМО. (30 п.л.). В соавторстве со Сластениным В.А.
  • Минутко В.Л. Справочник психотерапевта: Энциклопедический справочник. М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 1999. (22,5 п.л.).
  • Мириманова М.С. Информационно-когнитивные процессы. М.: МГПИ им. В.И. Ленина Прометей. 1989. (5 п.л.).
  • Мириманова М.С. Практическая психология для налоговой службы: Учебно-методическое пособие. М.: Изд. «Учебно-методологич. центр МНС» , 2001. (12 п.л.).
  • Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. М.: Академия, 2002. Гриф МО РФ. (20 п.л.).
  • Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: «Педагогика», 1992. Гриф АПН СССР. (10 п.л.).
  • Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Учебное пособие. М.: РОУ, 1993. (13 п.л.).
  • Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Гриф МО РФ. (12 п.л.).
  • Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование: Учебное пособие для вузов. М.: Изд. МПСУ, 2001. Гриф РАО. (10 п.л.).
  • Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие. М.: Академия, 2000. Гриф УМО. (15 п.л.).
  • Савенков А.И. У колыбели гения: Учебное пособие. М.: Российской педагогическое общество, 2000. (14,5 п.л.).
  • Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: «Сентябрь», 2001. (14,5).
  • Савенков А.И. Диагностика и развитие детской одаренности. М.: Изд-во Столичного гуманитарного университета, 2001. (12,0).
  • Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив; детская одаренность и домашнее обучение: Учебное пособие. Ярославль: «Академия развития», 2002. (18 п.л.).
  • Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания: Учебное пособие. Ярославль: «Академия развития», 2002 (12 п.л.).
  • Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания: Учебное пособие. Ярославль: «Академия развития», 2002. (12 п.л.).
  • Семья Г.В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей: Методическое пособие. М.: БФРГТЗ «Слово» - ООО «СИМС», 1999. (9 п.л.).
  • Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: БФРГТЗ «Слово», 2001. Гриф УРАО. (11,25 п.л.).
  • Семья Г.В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Библиотека федеральной целевой программы «Дети-сироты»: Справочное пособие. М.: Полиграф сервис, 2001. (10 п.л.).
  • Семья Г.В. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря. Библиотека федеральной целевой программы «Дети-сироты»: Справочное пособие. М., 1998. (23 п.л.). В соавторстве.
  • Семья Г.В. Справочник директора образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Библиотека федеральной целевой программы «Дети-сироты»: Справочник. М.: Полиграф сервис, 2001; 2002 (2-е изд.). (29,5 п.л.). В соавторстве.
  • Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Библиотека федеральной целевой программы: Методическое пособие «Дети-сироты». М.: Полиграф сервис, 2001. (11 п.л.). В соавторстве с Плясовым Н.Ф., Плясовой Г.И.
  • Счастная Т.Н. Детская практическая психология: Учебник. М.: Гордарики, 2000; 2001, 2-е изд.; 2003, 3-е изд. (4 п.л.). В соавторстве с Марцинковской Т.Д, Изотовой Е.И. и др.
  • Хвостов А.А. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред. М.: Академия, 1999; 2000 (2-е изд.), 2001 (3-е изд.), 2003 (4 изд.). Гриф МО РФ. (39 п.л.). В соавторстве с Мухиной В.С.
  • Хвостов А.А . Психология морального самосознания личности. Краснодар: КГУ, 2001. (6,3 п.л.). В соавторстве с Ивановой А.А.
  • Хвостов К.А. Как обрести врага. Книга для подростков. М.: Агентство Док, 1994. (6 п.л.). В соавторстве с Мухиной В.С.
  • Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: «Совершенство», 1998. (3 п.л.).
  • Хухлаева О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья: Учебно-методическое пособие. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (9,8 п.л.). В соавторстве с Кирилиной Т.Ю., Федоровой О.В.
  • Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. (13 п.л.).
  • Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья в младшем школьном возрасте. М.: «Прометей», 2001. (12 п.л.).
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников: Учебно-методическое пособие. М.: Генезис, 2001. (16 п.л.).
  • Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психокоррекции: Учебное пособие. М.: «Академия», 2001. (14 п.л.).
  • Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. Гриф МО РФ. (13 п.л.).
  • Филонов Л.Б. Техника установления контакта педагога с учеником. М.: МОСУ, МПГУ, 1994. (4 п.л.).
  • Филонов Л.Б. Техника взаимодействия в проблемных ситуациях. М.: Институт культурологи РАН, 1996. (22 п.л.).
  • Чичерина Н.А. Воспитание до рождения. Книга о пренатальном воспитании детей и будущих родителей М.: Academia , 2002. (7 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (37,44 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Учебное пособие. М.: МОСУ, 2001. (16 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности: Учебно-методическое пособие. М.: ООО «Принт», 2001. (8 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: МОСУ, 2001. (10п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: Учебное пособие. М.: ООО Принт, 2001. (11 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. Учебно-методическое пособие. М.: МОСУ, 2001. (10 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности: Учебно-методическое пособие. М.: ООО «Принт», 2001. (8 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., МОСУ, 2001. (16 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2002; 2003 (2-е изд.). (30п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Социально-психологическая работа с семьей: Хрестоматия. М.: МПСИ, 2002; 2003 (2-е изд.). (60 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Психологическое консультирование: Учебное пособие. М.: Ижица, 2002. (15 п.л.). В соавторстве с Вольновой Г.В., Зыковой М.Н.
  • Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2003. (17 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия в 2 тт. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. (100 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. (25 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Идентичность: Хрестоматия. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. (15,9 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. (15 п.л.).
  • Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. (20 п.л.).

Презентацию подготовили

Валерия Мухина, Заграт Айгумова, Алексей Обухов, Галина Семья, Тамара Счастная

 

 

© Валерия Мухина
Перепечатка без согласия автора – недопустима.


Разработка сайта: ООО "ИНСАН"
Дизайн: VisualGenom