• От автора
  • Биографическая справка
  • Ученик об учителе
  • Интервью с В. Мухиной
  • Личность: Мифы и Реальность
    Научная школа
    Основные идеи и проекты
    Работы
    Ученики
    Кабинет детского психолога
    Экстремальная психология
    Отчужденные
    Валерия Флай - писатель
    Кафедра МПГУ
    Журнал Развитие личности
    Фотографии
    Гостевая книга
    Поиск по сайту


    Rambler's Top100

     

       
     
    Валерия Сергеевна Мухина – ученый, писатель, психолог

    Валерия Сергеевна Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем, академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 г.), главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, лауреат премии Президента РФ в области образования (1997).

    Валерия Мухина родилась 22 января 1935 года в городе Ворошилов (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового офицера Советской Армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны. Еще школьницей стала ученицей крупнейшего ученого, зоопсихолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Под ее руководством училась наблюдению за поведением животных. В 1956 году окончила биолого-химический факультет МГПИ. С 1962 преподавала там же на кафедре психологии; в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 1972 – докторскую. С 1988 по настоящее время заведует кафедрой педагогической психологии института, ныне кафедра психологии развития МПГУ. С 1992 по 1998 одновременно директор Института развития личности РАО. С 1997 года под ее руководством начал выпускаться журнал «Развитие личности», ставший одним из ведущих профессиональных периодических изданий нашей страны.

    В конце 1950-х годов на базе Московской клинической больницы им. Кащенко осуществляла зоотерапию с использованием дрессированных животных в интересах лечения психически больных детей. Автор дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов – от рождения до 7 лет (издан в книгах «Близнецы: Дневник развития двух мальчиков»,  «Таинство детства» (1969, 1997, 1998, 2000, 2005). Сыновья в настоящее время кандидаты психологических наук, профессора ведущих московских вузов. В 1960-70-х годах исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей (книга «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 1970-х годах В.С. Мухина выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.

    С 1970-х годов разрабатывает проблему психического развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом возраста индивида. Многие положения В.С. Мухиной обобщены в её книге «Рождение личности» (на яз. оригинала не опубл.), изд. на англ. (1984) и др. языках.

    В 1975–80 предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности – её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в т.ч. связанных с групповыми и этническими проблемами.

    В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988–1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992–1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.

    Под руководством В.С. Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах нашей страны и за ее пределами, среди которых: 1 – Север и Дальний Восток – экспедиционные исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, ханты и манси, эвенки, нивхи, уильта, нанайцы, саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.) с 1985 по 2009 г.; 2 – Якутия с 1994 по настоящее время; 3 – Татарстан 1994–1997; 4 – Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в  1992–2001; адыги 1992–1995; 5 – Дагестан: с 1995 по настоящее время; 6 – Русские на Дальнем Востоке, о. Сахалин, Архангельская область с 2001 по настоящее время; 7 – Буряты: с 1997 по настоящее время.

    Под руководством В.С. Мухиной проводились исследования: в Армении, Белоруссии,  Украине, Молдавии,  Казахстане, Болгарии, Испании, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии,  Израиле; Колумбии, Кубе; Чаде, Намибии, Анголе, Сан-Томе, Бенине  и других странах. Под руководством В.С. Мухиной защищено 25 докторских и 68 кандидатских диссертации.

    В.С. Мухина является   основоположником научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанным в отечественном психологическим сообществе. В.С. Мухина широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: пси-хологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений. К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

    Основными теоретическими позициями В.С. Мухиной стали следующие концеп-туальные идеи. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 – генотипа, врожденных особенностей; 2 – внешних условий; 3 – внутренней позиции. При характеристике личности человека на этапах онтогенеза, учитываются особенности социальной ситуации – его бытия и развития. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социальное пространство, в которые человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия). Реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания. Механизмы развития и бытия человека как личности – идентификация и обособление. Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания развиваются и изменяются по своему содержанию в зависимости от особенностей индивидуального развития личности, ее внутренней позиции и социального окружения; звенья самосознания по своей структуре не изменяются во времени и в истории человечества, во всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции – культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную и половую принадлежность человека, а так же его индивидуальные позиции в мире.

    В.С. Мухина автор более четырехсот пятидесяти печатных трудов, изданных в России и за рубежом. Более 50 изданий книг на языках мира. Среди них: Близнецы: Дневник развития двух мальчиков. М., 1969, 2-е изд. 1997; Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: Монография. М., 1981; Рождение личности. М., 1984, 1987 на английском, бенгальском, маратхи и арабском; Детская психология. Учебник. М.; Л., 1975, 1985, 1992; Психология детства и отрочества: Учебник. М., 1997; Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999; Таинство детства. В 2-х т. три издания: М., 1998; СПб., 2001; Екатеринбург, 2005; Возрастная психология: Феноменология развития.  Учебник. М., 2015, 15-е изд.; Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Монография. Москва, 2014; Отчуждение человеков в обыденной жизни. Монография: В 2-х книгах. Москва 2014.

    Во многих регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья продолжают развиваться ее научные идеи, где ее ученики, внедряют в науку и практику концептуальные положения, заложенные в научной школе В.С. Мухиной. Валерия Сергеевна – образец истинного ученого, активного творческого человека, ориентир в жизни и науке для своих коллег и учеников.

     

     

     

    © Валерия Мухина
    Перепечатка без согласия автора – недопустима.


    Разработка сайта: ООО "ИНСАН"
    Дизайн: VisualGenom